«Осторожно: ФАС!» – постоянная рубрика блога Rookee, в которой доступно и на конкретных примерах разбираются сложные нормы ФЗ «О рекламе». В этом выпуске Алина Антомонова, руководитель отдела корпоративной и договорной работы холдинга Ingate, рассказывает о том, как правильно ругаться матом по мнению Роскомнадзора, чем грозит нарциссизм в рекламе и почему возможно не все.
Шах и мат
Креатив Burger King стал причиной очередного скандала. Компания вновь получила штраф за рекламу с нецензурной лексикой, на этот раз в размере 105 000 рублей.
В ноябре 2018 года Burger King делал еmail-рассылку «Коля из Бургер Кинга раздаст по Е-баллам за кофе». Один из подписчиков оскорбился: нет у него никакого Е-балла. Тем более он не хочет по нему получать. Челябинское УФАС поддержало гражданина. То ли им тоже приходила такая рассылка, то ли просто кофе не понравился.
Довод ООО «Бургер рус» о том, что в письме шла речь о начислении Electronic-баллов (электронных баллов) за покупки, не прокатил. Антимонопольщики признали, «употребление в рекламе буквы «Е» в совокупности со словом «баллы» в дательном падеже может создавать у потребителей ассоциации со словосочетанием, относящимся к обсценной лексике».
Поправляя монокль, с уверенностью добавим: точно создает.
Как будто желая помочь рекламодателям и пользователям на поле пограничного юмора, Роскомнадзор УрФО в июне этого года привел пример допустимой маскировки нецензурной лексики:
Теперь вы знаете, как правильно комментировать концовку «Игры престолов» и выбор Генри Кавилла («Супермен») на роль Геральта из Ривии («Ведьмак»).
Время первых
В начале весны в Google Ads распространялась реклама сервиса REG.RU. Объявление контекстной рекламы утверждало:
«РЕГ.РУ | Регистратор N1 в России <…>
Домены в зоне. САЙТ со скидкой до 67%...».
Заявление о лидерстве было опрометчивым. Отсутствие в рекламе критерия сравнения с конкурентами стоило регистратору доменных имен и обернулось привлечением к ответственности за административное правонарушение.
Приступ нарциссизма случился и у известного производителя конфет. Телевизионная реклама заверяла: «Коркунов» - «бренд №1». И хотя критерии сравнения присутствовали в объявлении, они были выполнены мелким шрифтом, занимали лишь 6 % площади кадра и демонстрировались всего 2 секунды. Как итог – признание рекламы вводящей в заблуждение.
Сигаретку нннадо?
Еmail-рассылка – это особый вид рекламы. Любое электронное сообщение может быть не только признано спамом, но и проверено на соответствие закону “О рекламе”.
Компании Philip Morris грозит штраф до 600 000 рублей за письмо на электронную почту. В нем на фоне красочной иллюстрации пачки L&M производитель сигарет рассказывал о своем товаре. Информация о новом фильтре показалась гражданину не такой интересной, как возможность пожаловаться в ФАС.
Закон “О рекламе” не допускает распространение рекламы табака, табачной продукции и изделий, в том числе через рассылку электронных писем. Как признала комиссия ФАС России, «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» нарушила эти требования. Доказать, что рассылка была не рекламной, пока не получается. Ждем разрешения дела.
Таблетки с гарантией
Штраф в размере 200 000 рублей получила компания «Эвалар» за рекламу препарата «Гинкоум».
Внимание службы привлекло объявление в Яндекс.Директе:
Лекарство Гинкоум от Эвалар — Дешевле аналогов
Где купить Все о здоровье Акции и скидки Все препараты для мозга
shop.evalar.ru > Гинкоум реклама
Реагируете на погоду? Устраняет головную боль, головокружение, шум в ушах.
Контактная информация +7 (800) 200-52-52 пн-пт 3:30-20:30 Москва
Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом.
Порывшись в нескольких толковых словарях, ФАС усмотрела во фразе «устраняет головную боль» запрещенную законом “О рекламе” гарантию положительного действия лекарства (п. 8 ст. 24).
Анализируя сложившуюся практику, отметим, что безопаснее было бы написать «Способствует уменьшению головной боли» или «Борется с головокружением». То есть указать на процесс, а не на результат. Тогда крупного штрафа удалось бы избежать.
Всегда могу, всегда готов
В августе 2018 года «ВТБ Страхование» запустила рекламную кампанию нового продукта: страхование жизни и здоровья детей. И, казалось бы, целевой аудиторией красочной рекламы должны были стать тревожные родители. Но отозвалась антимонопольная служба. Присмотритесь. Что, на ваш взгляд, не так с этим визуалом?
Правильный ответ не совсем очевиден. Причиной недовольства ФАС стало изображение ребенка в ситуации повышенной опасности. Эквилибристика на перекладине качелей и амбициозная фраза «Могу все!» были восприняты как провокация. Все “мочь” нельзя, посчитала служба. Если дети начнут по качелям ходить, никаких страховок не напасешься.
Комиссия ФАС признала данное объявление «побуждающим к совершению действий, которые представляют угрозу жизни и здоровью несовершеннолетнего» (п.6 ст. 6 ФЗ «О рекламе»). Все спорные печатные материалы были изъяты, а в отношении рекламодателя возбуждено дело об административном правонарушении.
С одной стороны, логика службы понятна. Но с другой – вспомните, мы в детстве подвергали себя опасностям и без подсказок от ВТБ.
Еще больше примеров недобросовестной рекламы по мнению антимонопольной службы в наших в прошлых выпусках «Осторожно: ФАС!». В апреле мы разбирали: за что наказали Яндекс.Такси, пиццерию MaMa MiA и компанию Johnson&Johnson. А в мае обсуждали (не)скрытую рекламу на YouTube и лицемерие Unilever и H&M.