В этой заметке я постараюсь кратко описать рынок SEO-услуг в Беларуси, дать портрет потенциального заказчика этих услуг, а также набросать возможный план захвата белорусского рынка для сервиса Rookee.
Беларусь
Дабы разговор получился предметным, начну с основ. Интернет доступ есть у трети населения Беларуси, но скорость доступа остается не высокой. К тому же, достаточно распространены тарифы с оплатой по трафику. По оценкам экспертов объём рынка интернет-рекламы Беларуси составляет 5 миллионов долларов США.
Поиск в Беларуси почти всегда являлся "локальным": Яндекс, на долю которого приходится треть поисковых запросов, выдавал птичку "искать в Беларуси" сколько я себя помню, Google (ещё около 30% поисковых запросов) автоматически перенаправлял посетителей на локальную версию Google.com.by, треть поискового трафика обрабатывал портал TUT.by, используя локальный поиск от Яндекса.
Несмотря на некоторые трудности, белорусский рынок интернет-маркетинга может ожидать рост. Во-первых, белорусский интернет в значительной степени является локальным, а значит, местным сайтам не придется конкурировать с российскими. Во-вторых, проникновение интернета достаточно хорошее, чтобы уже сегодня обеспечивать компаниям определенный поток клиентов. Сдерживает его развитие неопытность клиентов и трудные времена для мелкого бизнеса.
Rookee в Беларуси
Вообще говоря, сделать (адаптировать) удобный для белорусов сервис достаточно просто. Запросы можно подбирать с помощью регионального wordstat'а. Конкурентов можно отобрать, анализируя топ выдачи TUT.by (по умолчанию включен белорусский поиск). К анкорам ссылок можно добавлять название страны ("что-то в Беларуси"), название города ("что-то с доставкой по Минску") или прилагательные ("лучшее белорусское что-то").
Стоит заметить, что для регионально продвижения очень много ссылок не нужно (по запросам уровня "паркетная доска" будет достаточно 30-100 ссылок). Но это, с другой стороны, усложняет прогнозирование расходов, так как многие сайты в топе продвигаются "не биржевыми" ссылками.
Поэтому помимо анализа расходов на покупку ссылок на бирже я бы рекомендовал как-то оценить и другие ссылки. Такой "консолидированный" прогноз и должен выдавать сервис в качестве рекомендуемого бюджета для продвижения.
Заказчики
Теперь я постараюсь составить портреты потенциальных заказчиков SEO-услуг в Беларуси. На мой взгляд, таких характерных портрета три:
Индивидуальный предприниматель
Индивидуальный предприниматель (ИП) – это человек, который сам или с близкими родственниками ведёт небольшой бизнес. ИП имеет расчетный счёт и необходимые документы, регулярно отчитывается перед соответствующими органами, заключает договора и уплачивает налоги.
Часто ИП занимается торговлей или оказывает услуги населению (возит из-за границы душевые кабины под заказ или оказывает услуги по свадебной видеосъёмке). Готов заказать простой сайт-визитку и продвижение в поиске по 3-7 запросам (по региону Беларусь) за 100$ в месяц. Оплачивать может как по договору, так и "наликом". Часть работы может делать сам.
Небольшая компания
Небольшая компания состоит из 5-15 человек, работает на рынке 3 года и концентрируется на местных покупателях. Имеет свой сайт, который был сделан "на коленке" знакомым студентом. Не против сделать редизайн сайта и заказать продвижение по 10-30 запросам (по региону Беларусь) за 300$ в месяц. Хочет договор и продвижение на аутсорсинге.
Большая компания
В большой компании работает 150 человек, свои товары/услуги она продает не только на внутреннем рынке, но и на внешних. Компания работает уже 14 лет, 5 лет назад сделала сайт, который теперь переделывает. Хочет заказать продвижение по 30-50 запросам по региону Беларусь, по 5-10 запросам по другим регионам, а также контекстную рекламу по определенным словам. Может держать в штате сотрудника, который будет заниматься интернет-маркетингом. Примерный бюджет на продвижение сайта – 1000$ в месяц.
Сервис для каждого
Теперь давайте посмотрим, что хорошего может дать сервис Rookee.ru этим трём группам потенциальных заказчиков SEO-услуг.
Индивидуальный предприниматель, придя в сервис, должен прочитать инструкцию по внутренней оптимизации сайта и начать работать самостоятельно. Сервис должен подсказать, по каким запросам стоит продвигаться, какой трафик способны привлечь эти запросы. Также сервис должен подобрать релевантные страницы и дать рекомендации по изменению этих страниц. Разумеется, необходима проверка геозависимости запроса и удобный график с текущими позициями сайта и историей.
Небольшая компания сама по себе с сервисом работать не будет. Работы по продвижению она передаст стороннему исполнителю. Вот на этого исполнителя и должен ориентироваться сервис. А здесь всё более-менее стандартно: нужен простейший анализ сайта, составление списка запросов, оценка бюджета и удобная выгрузка всего этого "наружу" в виде почти готового коммерческого предложения. Не лишним будет интеграция с сервисами статистики (чтобы показать заказчику, сколько реальных переходов он получил) и полуавтоматическое формирование отчета для заказчика.
Со стороны большой компании с сервисом будет работать отдельный специалист, который, скорее всего, будет не очень хорошо разбираться в разных технологиях и нюансах. В целом сервис должен предложить ему что-то подобное ИПшнику, только для работы с большим числом запросов.
Подводя итог, хочу сказать, что сервис ROOKEE.ru обладает огромным потенциалом для развития и популяризации. Система обладает лучшими, на мой взгляд, интерфейсами и по многим параметрам не уступает (если не превосходит) конкурентов. Несложные доработки функционала, относительно недорогая рекламная компания и обучающие мероприятия вполне могут сделать сервис лидером на белорусском рынке.
Геннадий Колтун