В августе 2014 Google анонсировал: сайты, использующие защищенный протокол HTTPS, получат преимущество в выдаче, и с течением времени этот фактор ранжирования будет становиться все важнее. В декабре стало известно, что в 2015 году Google Chrome начнет помечать сайты, работающие по протоколу HTTP, как небезопасные. Однако SEO-сообщество отреагировало без энтузиазма: призрачные пока выгоды в будущем полностью перекрываются возможными от переноса на новый адрес потерями уже сегодня.
Мода или необходимость?
HTTPS не является отдельным протоколом. Это обычный HTTP, работающий через шифрованные транспортные механизмы SSL и TLS. Он обеспечивает защиту от атак-прослушек сетевого соединения: атак и атак типа . Для обеспечения защиты при этом необходимо, чтобы использовались шифрующие средства, и сертификат сервера был проверен и ему доверяли.
Исторически HTTPS использовался в Интернете преимущественно для шифрования платежных трансакций и электронных переписок. В конце 2000-х годов и в начале 2010-х HTTPS начал широко внедряться для подтверждения подлинности страниц на всех видах сайтов, обеспечивая сохранность пользовательских учетных данных и поддерживая приватность их электронных переписок, персональных данных и истории загрузок браузера.
Как в Google, на данный момент только 10% проиндексированных веб-адресов используют HTTPS. Для 30% поисковых запросов в выдаче встречается хотя бы один защищенный URL. Все сервисы Google уже используют HTTPS.
Обычно сайты используют SSL-шифрование на страницах, требующих безопасного соединения, и только единицы переносят на HTTPS весь сайт. Согласно последним , только 4,2% из топ-10 000 сайтов перенаправляет пользователей на SSL/HTTPS по умолчанию, в то время как для первых миллиона сайтов эта доля падает до 1,9%.
Преимущества для SEO
Google уже начал учитывать наличие HTTPS на сайтах в качестве фактора ранжирования, однако речь пока что идет только об 1% поисковых запросов. Какие еще преимущества может принести наличие зашифрованных соединений?
1. Больше реферальных данных
Когда трафик приходит с сайта, использующего HTTPS, на сайт, использующий HTTP, данные об источнике перехода . В отчетах систем аналитики такой трафик показывается как прямой, и это проблема, так как вы не знаете, откуда в действительности пришли пользователи. Однако если трафик приходит на зашифрованный адрес, защищенная реферальная информация сохраняется, и неважно, использовался ли на сайте-источнике перехода HTTP или HTTPS.
2. Безопасность и доверие
Многие считают, что HTTPS актуально только для ресурсов, запрашивающих личные данные и передающих, например, информацию о платежных картах. Но на самом деле даже обычные контентные площадки могут выиграть от использования HTTPS/SSL шифрования.
- HTTPS подтверждает, что сайт – единственный адресат, с которым должен общаться сервер.
- HTTPS предотвращает участие в канале передачи данных любых третьих лиц.
- HTTPS шифрует любые коммуникации, включая URL’ы, что защищает, например, историю загрузок браузера.
Наличие HTTPS увеличивает доверие к бизнесу, и поэтому может быть полезно даже без учета бонусов в поисковом ранжировании.
Так в чем подвох?
Google редко раскрывает конкретные факторы ранжирования сайтов, ограничиваясь общими рекомендациями для вебмастеров. Тем неожиданней стало сообщение поисковика. Похоже, таким образом Google пытается замотивировать вебмастеров использовать HTTPS. И это неудивительно, ведь HTTPS отличается от других факторов ранжирования: его внедрение включает немалые риски и сложности.
1. Все сначала
Поисковая система рассматривает HTTP- и HTTPS-версии сайта как два разных интернет-ресурса. При этом новый сайт с SSL-шифрованием будет действительно новым со всеми вытекающими отсюда проблемами, то есть какое-то время, пока поисковая машина не поймет, что это зеркало основного сайта, и не «склеит» адреса, новая площадка не сможет рассчитывать на выслугу своего родителя.
По этому поводу уже :
«Так как при обращении к сайтам http://site.ru и https://site.ru отдается одинаковое содержимое, то со временем они будут склеены в единую группу зеркал. После склейки индексироваться и участвовать в поиске будут только страницы главного зеркала, которое будет выбрано в соответствии с указаниями директивы Host в файлах robots.txt всех зеркал. Если Вы захотите сделать главным зеркалом сайт с защищенный протоколом, то значение директивы Host должно содержать префикс https//. Если же главным зеркалом должен стать сайт с обычным протоколом, то никакого префикса указывать не нужно».
2. Проблемы со скоростью
Так как HTTPS требует некоторой дополнительной коммуникации между серверами, это в потенциале может снижать скорость передачи данных, особенно если сайт и без того небыстро грузится. Добавим сюда тот факт, что скорость загрузки веб-страниц сама по себе является фактором ранжирования. Однако есть и хорошая новость: негативных последствий для скорости можно избежать, если следовать . Кроме того, как отмечает сам Google, для загрузки сайта по защищенному протоколу требуется всего 10 дополнительных килобайт на сессию, что соответствует менее 1% загрузки процессора и 2% задержки сетевого соединения.
3. Цена
Сегодня вебмастерам доступны разные виды SSL-сертификатов от компаний Symantec, GeoTrust, Thawte, Comodo, TrustWave и пр. Цены колеблются от 1000 до 80 000 руб./год и зависят от размера ключа шифрования, наличия поддержки интернационализированных доменных имен (вот вам и еще один минус кириллических доменов), доступности физ. лицам и т.д. Вот пример от Nic.ru и .
4. Не всё еще готово
HTTPS все еще остается новой технологией для веба со всеми вытекающими. Иногда старые веб-приложения испытывают сложности с HTTPS адресами. Если вы работаете в AdSense, то вы также можете заметить , так как Google отключит от вас SSL-несовместимых рекламодателей.
А был ли мальчик?
Наконец, вспомним недавнее , которое не выявило никакого влияния HTTPS на позиции в выдаче.
Об отсутствии корреляции между шифрованием на сайтах и позициями сообщали и .
Сооснователь Raven Tools Джон Хеншо (Jon Henshaw) интернет-маркетологам пока воздержаться от переноса сайтов на новые адреса. По его словам, отдача пока не стоит потраченных времени, труда и падения трафика, к которым приведёт перевод сильного HTTP-сайта на HTTPS. В то же время Сирус Шепард (Cyrus Shepard), сотрудник ведущего издания о SEO Moz.com, не отвлекаться от куда более продуктивных SEO-активностей: сбора ссылок, локальной оптимизации, оптимизации скорости загрузки, контент-маркетинга и т.д.
Редакция Rookee
