Поисковая оптимизация – это не хаотическое переписывание текста в надежде угодить роботу, а целенаправленная работа по совершенствованию сайта и его контента для занятия максимально высоких позиций в выдаче поисковой системы. Чтобы добиться успеха в продвижении сайта под «Яндекс» или Google, а также не попасть под действие штрафных алгоритмов, необходимо проводить SEO-анализ текста при помощи специализированных инструментов.
Какие SEO-параметры нужно проверять
Для начала отметим, что все тексты необходимо проверять на уникальность, так как качественный копирайтинг с большей вероятностью попадет в топ выдачи, чем скопированные материалы. Помимо этого нужно учитывать размер текста по количеству символов или с учетом только букв и знаков препинания, но не пробелов. Так, средняя длина слова в американском варианте английского языка меньше, чем в тексте на русском.
А вот дальше начинается само SEO:
- плотность ключей помогает проверить релевантность документа. Рассчитывается как отношение ключевых фраз и слов к общему размеру текста. Однако следует учитывать тот факт, что играет роль не только полученное значение в процентах, так как поисковые сервисы выполняют в том числе и латентно-семантический анализ, чтобы выстраивать наиболее точные соответствия;
- водность указывает на количество не несущих смысл фрагментов текста, таких как шумовые слова (например, предлоги). Приемлемым считается значение до 30 %, оптимальным – до 15 %;
- тошнота позволяет оценить, насколько текст или веб-страница заспамлены ключевыми словами и их словоформами. Классический вариант показателя считается как квадратный корень из числа вхождений наиболее частого слова. В общем случае алгоритм может варьироваться.
Могут оцениваться и другие параметры – например, совокупный уровень риска при интеллектуальном анализе текста сразу по нескольким показателям, вхождение произвольного числа ключей из семантического ядра, использование исключительно русского алфавита (или английского алфавита), чтобы избежать накрутки уникальности и т. д.
Наряду с количественными параметрами текста может проверяться и общая структура страницы. Ведь поисковики опираются не только на контент, но и на то, как он оформлен на сайте.
Text.ru
Комплексная проверка от Text.ru позволяет не только измерить уникальность текста или найти источники заимствований, но и проверить его на грамотность и определить ключевые SEO-показатели – общий размер текста, длину без пробелов, размер в словах, уровень водности и заспамленности.
Сервис доступен бесплатно и позволяет проанализировать до 15 тысяч знаков. Зарегистрированные пользователи получают приоритетные места в очереди проверки.
Advego
Сервис по онлайн-анализу от популярной биржи «Адвего» позволит проверить до 100 тысяч знаков текста без необходимости заводить учетную запись. По результатам выводятся разнообразные статистические данные – число знаков всего и без пробелов, число уникальных и значимых слов, стоп-слов, водность, тошнота, частота ключей.
Также отображается семантическое ядро проверяемого текста.
Istio.com
Один из ветеранов – сайт Istio.com – также предоставляет возможность проанализировать текстовые материалы или произвести SEO-проверку контента по любому URL-адресу.
Анализ выполняется быстро. В результатах отображаются статистические данные, словарь текста и ядра, его тематика, водность, тошнота и т. д.
«Тургенев»
Инструмент под названием «Тургенев» – яркий пример комплексного подхода к SEO-проверке.
Несмотря на относительную молодость, ресурс очень полезен. После регистрации на сайте можно оценить общий риск для текста, выявить проблемы со стилем или частотой запросов, посмотреть водность и удобочитаемость текста.
MegaIndex
На портале MegaIndex имеется инструмент для онлайн-аудита. В отличие от описанных выше сервисов, он нацелен на проверку сайта, а не обработку отдельных текстов. Не требует регистрации.
После анализа пользователь сервиса может просмотреть общий список параметров и результаты по ним, проверить ошибки, узнать количество проиндексированных страниц, ИКС, получить данные о перелинковке, входящих ссылках и т. д.
Проверка структурированных данных от Google
У Google есть специальный инструмент, который позволяет проверить качество внедрения структурированных данных на сайте. Регистрироваться для использования не нужно.
Работает сервис как с адресами страниц, так и с фрагментами кода. Слева отображается исходный код, справа – результаты проверки: число ошибок/предупреждений, сами элементы. Информация извлекается на основе разметки страницы.
Проверка разметки от «Яндекса»
Схожий функционал предоставляет и «Яндекс» в своем валидаторе микроразметки. Пользоваться им можно как через «Вебмастер» для зарегистрированного в системе сайта, так и без регистрации, просто по адресу URL или фрагменту кода.
Сервис умеет распознавать и находить ошибки в оформлении микроразметки согласно популярным стандартам – OpenGraph, Shema.org, микроданные/микроформаты. Для некорректных элементов выдается соответствующее сообщение.
Screaming Frog SEO Spider
Если онлайн-сервисы не подходят, можно использовать устанавливающиеся на ПК инструменты. Например, утилита для анализа SEO-параметров Screaming Frog SEO Spider даже в бесплатном варианте весьма функциональна, несмотря на ограничение в 500 адресов.
Пользователь может отыскать на сайте нерабочие ссылки, выявить ошибки и редиректы, проанализировать метаданные, исследовать директивы для поисковых роботов, проверить атрибуты ссылок, найти дубликаты страниц и т. д. Платная версия лишена ограничений и умеет делать множество дополнительных проверок, интегрироваться с системами аналитики, работать с AMP-страницами, плюс сопровождается технической поддержкой.
Majento SiteAnalyzer
Альтернативный инструмент – программа SiteAnalyzer от ресурса Majento.ru. По функциональности она является неплохой заменой Screaming Frog, при этом предоставляется бесплатно.
Программу можно запускать даже без установки (portable-версия). Она умеет сканировать все доступные страницы сайта, проверять ответ сервера, искать дубликаты, контролировать наличие метатегов, а также проверяет перелинковку, генерирует карту сайта и т. д.