SEO начинается с брифа: любой профессиональный оптимизатор сначала пришлет вам анкету о ваших задачах, которую обязательно нужно заполнить. От полноты информации во многом зависит результат — чем больше специалист знает о бизнесе, целях и текущем положении дел, тем лучше он использует имеющиеся ресурсы. Сегодня мы подробно расскажем, как правильно заполнить бриф, который можно разослать сразу нескольким SEO-компаниям для формирования коммерческого предложения.
Что такое бриф, зачем он нужен
Важно четко понимать разницу между понятиями:
-
Бриф — письменная анкета, имеющая четкую структуру и определенный набор данных, необходимых подрядчику на протяжении всего периода сотрудничества. Бриф — это максимально полный портрет вашей компании и ее целей. С его помощью вы можете передать самую подробную информацию о вашем проекте, нужных вам посылах и tone of voice. Бриф используют в процессе создания технических заданий.
-
Техническое задание (ТЗ) — подробная инструкция по выполнению отдельной задачи с указанием всех численных показателей и прочих нюансов. Данные из брифа добавляют в ТЗ, либо прикладывают к нему, когда ставят задачу исполнителю.
Бриф используется подрядчиком по SEO на протяжении всего срока сотрудничества. Он заполняется единожды и становится базой знаний сеошника на долгий срок, поэтому его заполнению стоит уделить пристальное внимание.
Зачем нужен бриф
Какие плюсы после заполнения брифа получает заказчик:
-
Фиксация целей продвижения. Иногда неправильная постановка целей путает обе стороны соглашения. Чтобы разногласий не возникало, необходимо четко закрепить желаемый результат «на бумаге». Заказчику важно донести свои мысли до исполнителя и быть уверенным, что SEO-специалист не свернет с намеченного пути. Например, цель может звучать так: «достичь трафика в 3000 посетителей в месяц из поисковых систем». Все предельно ясно, отслеживать и оценивать результаты будет проще.
-
Основания для расчета стоимости. Чем подробнее заполнена анкета, тем четче получится план работ, и затраты на продвижение окажутся эффективнее.
-
Выбор лучшего подрядчика. Если отправить один и тот же бриф нескольким подрядчикам, можно, во-первых, сэкономить время и, во-вторых, поставить претендентов в одинаковые условия. А потом выбрать лучшего: по скорости ответа, цене, дополнительным вопросам и другим критериям.
Для исполнителя бриф — ценный ресурс знаний о проекте. Что он дает:
-
Погружение в бизнес заказчика. Анкета помогает выстроить индивидуальную стратегию, заточенную под УТП. Пример — добавление в семантическое ядро самых прибыльных или сезонных запросов.
-
Понимание целей заказчика. Некоторые задачи могут оказаться недостижимыми в рамках ограниченного бюджета (например, обойти по высокочастотным запросам маркетплейсы). В таком случае исполнитель может скорректировать цели совместно с заказчиком.
-
Планирование объемов, расчет стоимости. Чем подробнее бриф, тем проще составить договор сотрудничества с указанием конкретных цен. И спланировать график работ.
-
Формирование качественных ТЗ. Основа технических заданий — именно бриф. ТЗ обычно используют для конкретных задач, используя информацию из брифа.
Всем участникам проекта проще, когда есть заполненный бриф. Разумно привлекать для составления и применения документа разные отделы — маркетинг-менеджера, редактора, руководителя, администратора сайта и т. д.
Полезные советы по заполнению брифа
Наши рекомендации:
-
Заполняйте бриф письменно. Сейчас популярны голосовые сообщения, но они хуже воспринимаются. Письменный документ — это конкретика и наглядное отображение информации. В нем можно искать нужную информацию по ключевым словам, хранить важные ссылки и даже изображения.
-
Не пытайтесь говорить на сленге сеошников. Зачастую это только запутывает диалог. Не «мы хотим поменять тайтлы в сниппете», а «нужно отредактировать заголовки документа в выдаче Яндекса». Тогда бриф будет понятен всем — и SEO-специалисту, и маркетологу, и дизайнеру.
-
Пользуйтесь любыми доступными инструментами — Google Docs, Word, Google Forms и т. д. Главное, чтобы это был распространенный формат.
-
Не уделяйте много времени визуальному оформлению. Документ должен иметь структуру и разделение на блоки, но картинки, красивые шрифты и цветные обои — это лишнее.
-
Не заполняйте бриф «для галочки» — вдумчиво отвечайте на каждый вопрос, даже если это долго. Задача объемная, но обязательная, если вы хотите наилучших результатов.
Если у подрядчика есть шаблон брифа, а у клиента — желание сказать больше, чем позволяют доступные поля, то это не проблема. Любой специалист будет только рад дополнительным деталям, их можно и нужно прикрепить отдельным документом.
Структура хорошего брифа
1. Основные данные
Что указать:
-
название организации, сайт;
-
контактную информацию;
-
желаемые сроки исполнения;
-
ориентировочный бюджет;
-
формат подбора исполнителя.
Дата заполнения |
12.12.2012 |
Компания |
ООО «ХХХ» |
Контактное лицо |
Иванов Иван Иванович |
Телефон для связи |
+7-ХХХ-ХХХ-ХХ-ХХ |
|
@email.ru |
Сайт |
|
Сроки исполнения |
от 6 до 9 месяцев |
Бюджет |
от 100 до 150 тыс. в месяц |
Формат подбора исполнителя |
— Открытый конкурс — Закрытый тендер — Сравнение — Вы — единственный исполнитель — Другой вариант
|
2. Описание деятельности компании
Что указать:
-
ниша, тематика, услуги и продукты;
-
направления деятельности, приносящие наибольшую прибыль;
-
уникальное торговое предложение (УТП);
-
регион продвижения;
-
дополнительные информационные каналы: VK, YouTube, Дзен и другие.
Полное название организации |
Общество с ограниченной ответственностью «ХХХ ХХХ». |
Регион продвижения |
Санкт-Петербург и область. |
Ниша |
Запчасти и расходные материалы для автомобилей. |
Приоритетные направления |
1. Производство тормозных дисков — 70% прибыли, основное направление. 2. Автосервис — 20% прибыли. 3. Продажа моторного масла — 10% прибыли. |
УТП |
Производство тормозных дисков под заказ, бесплатная установка, больше 50 видов масел из Европы и Японии. |
Социальные сети |
Ссылка на каналы в VK и Telegram. |
3. Примеры сайтов, на которые стоит ориентироваться
Это поможет исполнителю понять, какие проекты вы считаете успешными и привлекательными с точки зрения наполнения, оформления, подачи информации, захвата внимания. Совсем не обязательно, чтобы сайты были из вашей ниши — подойдут любые.
4. Подробная информация о задаче
Что указать:
-
цели продвижения;
-
цели развития сайта, не связанные напрямую с SEO;
-
история продвижения в прошлом;
-
семантическое ядро;
-
список прямых конкурентов;
-
описание целевой аудитории;
-
систему безопасности;
-
сроки исполнения по этапам.
Цели поискового продвижения |
Варианты: — выйти в ТОП-10 по конкретным ключевым словам; — нарастить трафик из поисковых систем; — обойти конкурентов в Яндексе из своего региона. |
Дополнительные цели |
Варианты: — наполнить сайт полезной информацией; — повысить конверсию; — сделать ресурс удобнее для покупателей. |
История продвижения |
Кто, как долго и когда уже занимался поисковым продвижением. |
Семантическое ядро |
Ссылка на файл с ключевыми фразами (если он есть). |
Прямые конкуренты |
Список сайтов конкурентов. |
Описание целевой аудитории |
Например, 90% — мужчины, средний достаток, от 25 до 45 лет, есть автомобиль. |
5. Дополнительные сведения
Любые поля на выбор:
-
необходимость в дополнительных услугах;
-
наличие администратора сайта в штате;
-
вопросы, на которые не нашли ответа (например, как влияют на оптимизацию видеоролики) и т. д.
Приведенный выше перечень — лишь ориентир. В зависимости от сферы состав полей может меняться. Найдите баланс: не пишите слишком много лишней информации, но и постарайтесь не упустить ключевые моменты.
Заключение
Мы выяснили, что бриф — это базовый документ, с которого начинается сотрудничество между владельцем сайта и сеошником. Грамотно поставленная задача — уже половина успеха. Поэтому уделите анкете должное внимание и соберите как можно больше полезных данных о проекте в одной таблице.