Поведенческие показатели существенно влияют на ранжирование ресурса в поисковой выдаче. Это подтверждают утечки алгоритмов Яндекса и Google. Поэтому, чтобы попасть в ТОП-10 и удержаться в нём, нужно уделять много внимания пользовательскому опыту.
Из статьи вы узнаете:
-
Какими бывают поведенческие факторы (ПФ)
-
Как эти показатели измеряют Яндекс и Google
-
Как отслеживать ПФ, какие инструменты для этого нужны
-
Как улучшить ПФ и не попасть под санкции поисковиков
Что такое поведенческие факторы и на что они влияют
Поведенческие факторы (ПФ) — это метрики, показывающие поисковой системе, насколько сайт привлекателен, удобен и полезен для посетителей. Чем дольше они задерживаются на странице и чем больше делают внутренних переходов по ссылкам, тем выше поисковик ранжирует сайт в результатах поиска.
Виды поведенческих факторов
Все ПФ можно разделить на две большие категории:
-
внешние — пользовательские действия начинают отслеживаться еще до перехода на сайт;
-
внутренние — отслеживаются уже после попадания посетителя на ресурс.
Рассмотрим оба типа подробнее.
Внешние ПФ
-
CTR — это показатель кликабельности. Он определяется тем, сколько людей перешли по ссылке по сравнению с тем, сколько ее увидели. Это касается не только тайтла (заголовка), но и всех ссылок в сниппете.
-
Прямые посещения — поисковики следят за тем, сколько людей заходят на сайт, пользуясь браузерными закладками или подсказками, автоматически выдаваемыми из истории браузера. Если таких переходов много, значит, с точки зрения поисковых систем, сайт информативный и полезный.
-
Возврат в поиск — если пользователь после перехода из поисковых результатов на сайт снова возвращается к выдаче, это засчитывается в минус сайту.
-
Суммарный трафик — посещаемость сайта рассчитывается как общее количество пользователей, заходивших на ресурс за определенный период времени (сутки, месяц). Посещаемые сайты чаще получают высокий рейтинг в выдаче.
Внутренние ПФ
-
Глубина просмотра— это количество страничек ресурса, на которые посетитель зашел за один сеанс. Чем выше данный показатель, тем лучше.
-
Количество отказов — показывает, насколько часто пользователи покидают ресурс сразу после захода. Здесь между Яндекс и Google наблюдается существенное различие. Для первой системы «сразу после» означает первые 15 секунд, а для второй — 1 секунду. Большое количество отказов может быть знаком низкой релевантности ресурса.
-
Возвраты — процент пользователей, возвращающихся на сайт после первого посещения. Высокий показатель возвратов свидетельствует о лояльности аудитории и полезности контента.
-
Длительность сессии — время, которое пользователь провел на сайте за одно посещение. Чем длиннее сеанс, тем лучше. Но тут есть одна загвоздка: для бизнеса длительные сессии могут быть во вред. Если сайт принадлежит торговой компании или фирме, оказывающей услуги, тогда слишком долгое взаимодействие посетителя с сайтом сигнализирует ПС о каких-то проблемах с ним. Не исключено, что посетители с трудом находят интересующие их товары или интерфейс сбивает их с толку.
-
Пользовательская активность — здесь подразумевается мониторинг всех действий посетителя: от заполнения встроенных форм до репоста контента в социальных сетях и даже передвижения курсора. Чем активнее посетители и чем разнообразнее их активность, тем более интересным и полезным сайт кажется поисковым системам.
Оценка поведенческих факторов системами Яндекс и Google
У поисковиков немного разные подходы к оценке ПФ и ранжированию сайтов. Рассмотрим их различия подробнее.
Яндекс
Для продвижения здесь важно снизить процент отказов, повысить пользовательскую активность и увеличить продолжительность сессии. Также важно, чтобы сайт быстро загружался и на нём почти не было недоступных или несуществующих страниц.
Помимо удобства взаимодействия с сайтом со смартфонов и планшетов, у этого поисковика есть и другие приоритетные критерии оценки — внешние ссылки и качество контента. Также у Google есть важная особенность: он отслеживает общую активность пользователей в Интернете и при ранжировании сайтов отдает больший вес поведенческим факторам тех из них, кто дольше зависает онлайн.
Почему накрутка поведенческих факторов — это рискованно
Искусственная накрутка ПФ всегда несет в себе риски. Да, способы накрутки постоянно совершенствуются, но и поисковые алгоритмы — тоже. Даже если поначалу выбранный вами метод сработает, рано или поздно специалисты Яндекса и Google вычислят его и соответствующим образом «подкрутят» алгоритм поисковика. В результате сайт вообще может пропасть из поисковой выдачи.
Вы можете попасть под санкции и фильтры, если будете использовать:
-
программы-боты (как сторонние, так и самостоятельно написанные);
-
купленных посетителей со специализированных бирж.
Чтобы добиться роста поведенческих факторов сайта, сначала нужно их отследить и проанализировать. К счастью, сделать это можно абсолютно бесплатно — с помощью сервисов Яндекс Метрика и Google Analytics. Они имеют большой набор встроенных инструментов и отчетов для мониторинга и анализа ПФ.
Читайте также
Как поднять сайт в поиске Google и Яндекса с помощью ссылок и не получить бан
Как улучшить поведенческие факторы сайта без накрутки
По мнению SEO-специалистов, наиболее эффективными и безопасными способами улучшения ПФ являются:
-
Для внешних ПФ:
-
Увеличение количества источников трафика. Здесь поможет публикация ссылок на сайт в специализированных каталогах и на картографических ресурсах, покупка линков на тематических форумах и в социальных сетях. Чем более разноплановыми станут источники трафика, тем выше будет позиция сайта в поисковой выдаче.
-
Проработка сниппетов. Придумайте цепляющий и информативный Title, добавьте микроразметку и приятный глазу фавикон. Например, у сайта магазина в сниппете может содержаться информация о графике работы, времени доставки заказов, скидках и промокодах, а также блок с быстрыми ссылками, ведущими в тематические разделы.
Для внутренних ПФ:
-
Аудит актуальности и релевантности контента. Содержимое страницы должно соответствовать поисковым запросам, по которым приходят пользователи. Длинные тексты нужно разбить на смысловые блоки и абзацы с подзаголовками, чтобы посетитель мог легко найти и прочесть интересующий его фрагмент. Также нужно позаботиться о регулярном обновлении контента за счёт новых видео и текстов с максимально широким семантическим ядром.
-
Настройка внутренних ссылок. Чаще ссылайтесь на другие материалы своего сайта, имеющие схожую тематику.
-
Устранение битых ссылок. «Ошибка 404» отпугивает посетителей и ухудшает метрики.
-
Проверка корректности отображения сайта в популярных браузерах. В этом поможет Browsershots или аналогичный сервис.
-
Структурирование сайта. Это подразумевает удобную навигацию и логичное деление сайта на разделы и подразделы. Форма поиска по сайту должна быть хорошо заметной.
-
Создание справочного раздела и FAQ («ЧаВо») с ответами на часто задаваемые вопросы. Почаще ссылайтесь на них, также сделайте блоки-врезки «Популярное», «Похожие статьи» и «Самое обсуждаемое».
-
Модернизация дизайна сайта. Веб-ресурс нужно привести к общему стилю, а также избавиться от избыточных элементов, таких как мелькающие баннеры и навязчивые формы обратной связи («Свяжитесь с нами», «Подпишитесь на рассылку», «Закажите звонок»). В случае магазина нужно добавить блоки «С этим покупают» и «Похожие товары».
-
Разработка мобильной версии сайта. Ее функционал и наполнение должны быть аналогичными версии для десктопа.
-
Ускорение загрузки сайта. В этом вам поможет оптимизация изображений и скриптов и включение функции кэширования. Также пригодится Google PageSpeed Insights — проверенный временем, надежный и бесплатный инструмент. Не забывайте: если загрузка страницы занимает слишком много времени, посетитель просто закроет ее и поищет нужную информацию или товар в другом месте.
-
Добавление медиа. Тексты нужно обязательно дополнять фотографиями, видеороликами с презентациями и обзорами. Также поможет размещение интерактивных карт, встроенных калькуляторов, онлайн-конструкторов, интересных тестов и увлекательных игр. Так вы сможете задержать посетителей на сайте и заставите их вернуться.
-
Проработка низкочастотных пользовательских запросов. Пользователи намного чаще кликают на максимально конкретизированные заголовки. Например, между «ноутбук HP» и «игровой ноутбук НР Pavilion Gaming 17-cd2081ur» пользователь выберет второе. Также важно, чтобы контент на странице был полностью релевантным интенту.
-
Пересмотр ценовой политики. Поисковые алгоритмы мгновенно реагируют на смену потребительских предпочтений. В кризисной ситуации люди начинают искать дешевые товары, поэтому брендовые и люксовые аналоги, относящиеся к высокой ценовой категории, сильно опускаются в поисковой выдаче. Обратная ситуация наблюдается при экономическом росте. Как только увеличивается покупательская способность населения, ТОП выдачи заполняется продукцией, относящейся к среднему ценовому диапазону и премиальному сегменту. Также важно привести цены в соответствие с конкурентами.
-
Подарочные промокоды и скидки клиентам за отзывы о компании. Это поможет создать и укрепить положительную репутацию в Сети, чтобы привлечь больше внимания к бренду и его сайту.
-
Отказ от премодерации комментариев. Возможность свободно комментировать публикации без предварительной модерации значительно увеличит количество комментариев и самих комментаторов и прибавит баллов в рейтинге поисковиков. Также поможет ваше активное участие в дискуссиях с комментаторами.
Заключение
Поведенческие факторы критичны для продвижения в Яндексе, но и в случае с Google их не стоит игнорировать. Встроенные инструменты этих систем — Яндекс Метрика и Google Аналитика — позволят проанализировать ПФ, а затем разработать стратегию их улучшения. Для этого понадобится сделать сайт более комфортным для пользователя и наполнить его качественным контентом. Это несложная задача, но для ее реализации потребуется немало времени. Зато, в отличие от искусственной накрутки поведенческих факторов, здесь нет риска попасть под фильтры и санкции поисковиков.
Читайте также
Как искать проблемы продукта и находить точки роста для бизнеса? Рассказывают эксперты