Когда Telegram только появился, он был исключительно мессенджером, и пользовались им в основном IT-специалисты. Но все изменилось. Сейчас это популярная социальная сеть с публичными каналами, группами и обсуждениями, в которой пока нет нативной рекламы, но основатель мессенджера Павел Дуров сообщает, что скоро она появится. Сейчас российская аудитория Telegram – 35 миллионов человек, всемирная – более 500 миллионов. Скорее всего, в следующие годы эта цифра будет только расти, поэтому мы хотим познакомить вас со статистикой мессенджера за 2021 год. Так вам будет легче продвигаться.
География пользователей Telegram
Русскоязычные пользователи мессенджера – не только россияне. Telegram пользуются жители Украины и Беларуси. Некоторые показатели статистики различаются в зависимости от страны. В опросе, на основании которого составлена статистика, принимали участие жители всех трех государств.
Россия. Среди россиян Telegram в основном пользуются жители Москвы и Санкт-Петербурга: 32,5 % и 13,2 % соответственно. На третьем месте находится Московская область, за ней – Краснодарский край и Свердловская область. Если говорить о городах, то третье и четвертое места занимают Екатеринбург и Краснодар. Это довольно ожидаемо: большинство аудитории мессенджера – жители миллионников и близких к ним регионов. По остальным городам пользователи распределены более-менее равномерно.
Беларусь. У Беларуси интересная специфика: 81 % пользователей – жители Минской области, причем 70 % – из Минска. Среди других городов, где популярен Telegram, – Брест, Гродно, Гомель, Витебск, Могилев. Такой перекос в сторону столицы связывают с тем, что минчане более других заинтересованы в социальной и политической жизни страны.
Украина. Здесь распределение более равномерное. Большинство пользователей – 31,6 % и 35,6 % – ожидаемо живет в Киеве и Киевской области. На втором месте – Харьков, на третьем – Одесса. За ними – Днепр и Львов. По областям распределение примерно такое же.
Демографические сведения
На половозрастной состав пользователей Telegram повлияла его специфика: мессенджер изначально был нишевым, а пользовались им в основном IT-специалисты. Сейчас он стал шире, но некоторые особенности аудитории остались с тех времен.
Пол. Мужчин в Telegram большинство, и так было с самого начала. Соотношение мужского и женского пола в мессенджере – 61 % и 39 %. При этом женская аудитория выросла за последние два года: в 2019 году женщин среди аудитории Telegram было всего 33 %. Есть основания полагать, что это число будет расти и дальше. Но пока картина нетипичная: в большинстве социальных сетей основа аудитории – женщины. Это, конечно, не значит, что контент нужно ориентировать только на мужчин. Просто аудитория мужского пола более многочисленна.
Возраст. Telegram пользуются преимущественно молодые: об этом говорит статистика возрастов пользователей.
-
7,7 % – до 17 лет;
-
21,9 % – 18–24 года;
-
30,6 % – 25–34 года;
-
21,3 % – от 35 до 44 лет;
-
18,5 % – 45+.
Хотя доля молодой аудитории до сих пор самая большая, по сравнению с прошлыми годами разница сглаживается. К Telegram проявляют интерес и представители других поколений. Аудитория 35+ сейчас составляет почти 40 % от всех пользователей, а еще два года назад ее доля была всего 27 %.
Социальное положение
Согласно стереотипам Telegram – мессенджер для представителей IT-индустрии, которые много зарабатывают и активно потребляют контент. Когда-то так и было. Но сейчас показатели заметно сгладились.
Образование. 60 % пользователей имеют высшее образование. Причем необязательно одно: у 14,4 % от всех опрошенных – два диплома. Еще 10,7 % человек находятся в процессе его получения. Людей со средним профессиональным или неоконченным высшим заметно меньше – 8 % и 7 %. Примерно таков же процент школьников – 6,9 %. Людей, которые закончили только школу, в мессенджере 3,9 %. Еще 2,9 % учатся в ссузе. 1 % пользователей не окончили даже школу.
Деятельность. Больше всего среди пользователей действительно работников IT-индустрии – 22,5 %. Но остальные 77,5 % – представители других направлений. В основном это производство, торговля и маркетинг, что в целом отражает тренды общества. Распишем подробнее:
-
10,6 % – производственная деятельность;
-
8,9 % – торговля;
-
7,2 % – маркетинг и пиар;
-
6 % – образование;
-
5,6 % – услуги;
-
4,6 % – финансы;
-
4,1 % – здравоохранение;
-
4 % – медиа.
Картина неудивительная, учитывая, сколько в Telegram каналов о личном менеджменте, обучении и финансах. Хватает и новостных или торговых каналов.
Позиция. 45,6 % пользователей работают по найму, не в руководстве. На втором месте – люди без работы, в основном это студенты и школьники. Их среди аудитории 23 %. На третьем месте с 14,8 % находятся фрилансеры и самозанятые, на четвертом руководители: их доля составляет 11,3 %. Меньше всего в Telegram владельцев собственного бизнеса – 5,3 %.
Заработок. Интересная особенность Telegram: в соцсети много представителей среднего и высшего среднего класса. Хватает и премиум-аудитории, причем чаще всего это представители IT-профессий, бизнесмены и руководители. Но в последнее время картина и тут заметно сгладилась за счет роста популярности мессенджера в регионах.
-
10 % получает менее 15 тыс. рублей;
-
17,4 % – 16–30 тыс.;
-
15,2 % – 31–45 тыс.;
-
13,9 % – 46–60 тыс.;
-
15,4 % – 61–90 тыс.;
-
13,1 % – 91–150 тыс.;
-
6,3 % – 151–200 тыс.;
-
8,7 % – более 200 тыс.
Поведенческие факторы
Поведенческие факторы показывают, как ведут себя пользователи. В Telegram поведение людей заметно отличается от других соцсетей. Это связано и с интерфейсом мессенджера, и с особенностями потребления контента.
Количество подписок. В социальных сетях, где есть лента новостей, люди обычно подписываются на 50, 100 или даже больше аккаунтов. А отписываются редко – только если контент часто попадается им и не совпадает с их вкусами. В Telegram все иначе. Список контактов и подписок расположен слева, и, как только в очередном канале появляется новая запись, эта подписка переносится вверх. Если человек не читает канал, ему это неудобно. Поэтому от ставших неинтересными страниц активно отписываются, а количество подписок у среднего пользователя редко превышает 50. Чаще оно даже меньше. Вот на сколько каналов подписаны разные люди:
-
11,3 % – от 1 до 5;
-
17,5 % – от 6 до 10;
-
18,8 % – 11–15;
-
19,6 % – 16–25;
-
18,1 % – 26–50;
-
14,8 % – более 50.
У половины пользователей менее 15 подписок.
Количество читаемых. Подписка на канал еще не означает, что человек его просматривает. Если выделить это как отдельную метрику, получается интересный результат. Большинство пользователей – 32,1 % – регулярно читают не более 5 каналов, а остальные посещают редко. 28,7 % читают от 5 до 10 каналов, 18,2 % – от 11 до 15. Так происходит опять же из-за отсутствия ленты, где показывался бы контент всех подписок. У большинства людей есть любимые каналы, на которых сосредоточено их внимание, а в остальные источники они заходят редко.
Тематика подписок. 82 % опрошенных читают новостные каналы. Второе место делят между собой развлекательные и политические страницы – по 59 % у каждой тематики. Чуть отстают от них образовательные каналы – их читает 55 % пользователей. А вот дальнейшее распределение выглядит интересно. На четвертом месте – новости индустрии, в которой работает пользователь: о них читает 43 % опрошенных. Следующие по популярности – личные каналы друзей и знакомых, которые составляют целых 27 %. Это намного больше, чем во многих других социальных сетях. Они разделяют пятое место со страницами звезд и медийных личностей. Нередко люди читают каналы со скидками и акциями, с вакансиями, внутренние страницы компаний.
Уведомления. Когда канал публикует новую запись, у пользователей появляется push-уведомление. Так Telegram настроен по умолчанию. Но практика показывает, что у 43,2 % пользователей оповещения о новых записях выключены для всех каналов. Вероятнее всего, люди делают так, чтобы не перепутать публикацию страницы с важным личным сообщением. Или чтобы прочитать новые записи в удобное для себя время, а до того не отвлекаться.
-
37,6 % пользователей включают уведомления для 1–5 каналов.
-
9,4 % человек оставляют оповещения включенными для 5–10 страниц.
-
У 9,8 % уведомления включены для 10 и более каналов.
Учитывая этот факт, нужно особенно внимательно фокусироваться на контенте. Так у пользователей возникнет соблазн зайти и прочитать запись, даже если оповещения выключены.
Реклама. Нативной рекламы в Telegram пока нет: она представлена только личными договоренностями блогеров и владельцев каналов. Частота встреч с рекламными объявлениями зависит от страны.
-
В России 39 % пользователей встречают рекламу часто, 9 % – очень часто. 41 % встречает ее редко, 11 % не сталкиваются вообще.
-
В Беларуси 60 % людей сталкиваются с рекламой редко. Это, скорее всего, связано со слабой развитостью рекламного рынка в стране. Только 19 % часто встречаются с объявлениями, а 18 % не видели их никогда. Возможно, в будущем ситуация изменится.
-
Украинская статистика похожа на российскую, но имеет свои отличия. 37 % видят рекламные объявления часто, 16 % – очень часто. Последний показатель заметно больше, чем в России. 13 % не видели рекламу, а 34 % сталкивались с ней редко.
Доход администраторов. Кстати, администраторы каналов в большинстве своем ведут страницу в качестве хобби и не получают от нее дохода – но те, кто монетизировал канал, зарабатывают в основном на рекламе (62 %) и продаже товаров или услуг (45 %). Стоимость подписчика тут выше, чем в большинстве соцсетей, но большинство все же зарабатывает в месяц не более 5 тысяч.
Цели использования. Хотя 80 % опрошенных пользуются Telegram как средством для личного общения, его роль растет и в других направлениях. Например, 38 % используют мессенджер для переписки с коллегами, а 17 % общаются с клиентами. 35 % пользуются ботами, а 51 % общается в групповых чатах – личных, игровых или рабочих. 17 % – авторы каналов.
Если сравнивать Telegram с другими площадками, становится заметно: он куда сильнее ориентирован на качественный текстовый контент с цепляющими заголовками. Пользователей сложнее найти и удержать – но если от них есть отдача, то она скорее всего будет надежной и постоянной. А это всегда хорошо, особенно если вы хотите вести бизнес. В таком случае Telegram – современный инструмент, который поможет найти лояльную аудиторию. Главное – оставаться интересным.