Уже традиционно по весне Яндекс готовит для SEO-сообщества страшилки про ссылки. Так было в марте 2014 года, когда было анонсировано отключение ссылочного ранжирования для сайтов коммерческих тематик. Так произошло и в апреле 2015 года, когда Александр Садовский представил Минусинск, призванный понижать сайты за использование SEO-ссылок.
Но так ли все серьезно, как это пытается представить нам Яндекс? Чтобы разобраться в этом, предлагаем вернуться к весне 2014 года и вспомнить, как развивались события тогда.
Страшилка 2014 года: отмена ссылочного ранжирования
Закончив паниковать после запуска бессылочного ранжирования, SEO-сообщество начало размышлять над происходящим. В итоге большинство отметило, что сильного изменения выдачи, характерного для радикальной смены алгоритма, в анонсированных тематиках не произошло. Поэтому многие склоняются к мнению, что влияние ссылок в указанных Яндексом тематиках было не отключено, а лишь понижено.
Прошлогоднее нововведение затронуло не только обозначенные тематики, но и все остальные. Тряски в выдаче не поддавались никакой логики, но по факту примерно одинаковое количество позиций проседало и поднималось, как в тематиках с отключенным, так и в тематиках с включенным ссылочным ранжированием. Также долгое время в выдаче по бессылочным тематикам присутствовали сайты, найденные по ссылке.
Всё это заставляло усомниться в отключении ссылочного фактора и провоцировало внимательнее изучать происходящее.
Наблюдения специалистов Rookee:
Проанализировав тогда более 300 000 запросов в тематиках с отключенным ссылочным ранжированием, мы обнаружили следующую закономерность - запросы, которые после всех изменений вышли в ТОП 10 Яндекса, имели большее количество ссылок, чем те, которые оказались за пределами желаемого ТОПа.
Еще одним аргументом не в пользу отмены ссылочного стали данные по средним позициям проектов в сервисе Rookee (из тематик с отключенным ссылочным ранжированием). Отметим, тогда мы настоятельно рекомендовали нашим клиентам не снимать ссылки и те сайты, которые последовали этому, в итоге оказались в выигрыше. Почти 49% проектов в сервисе Rookee выдержали проверку Яндекса на прочность (ссылочной структуры и нервов) и их средние позиции после отмены ссылочного укрепились.
У 11% сайтов изменения средних позиций были незначительными. Оставшиеся 28% имеют отрицательную динамику, но в пределах «нормы», т.е. понижения позиций, которые встречаются в рамках любого апдейта Яндекса.
Таким образом, отмена ссылочного ранжирования (если она и была) несильно сказалась на позициях наших клиентов, которые последовали нашим рекомендациям. Но те, кто ссылки всё же сняли, просели достаточно серьезно и впоследствии были вынуждены заново наращивать ссылочную массу, чтобы восстановить позиции своего сайта. Смеем предположить, что подобная картина была и в целом по рынку.
Скорее всего, Яндекс показательно перетряс выдачу, кого-то также показательно понизил, желая напугать SEO-сообщество и заставить отказаться от ссылок. Но план не сработал или сработал не так, как хотелось Яндексу, поэтому весной нынешнего года вебмастера и ссылки опять оказались «под прицелом».
Страшилка 2015 года: Минусинск
В этот раз Яндекс говорит уже не о глобальных изменениях в ранжировании, а о фильтре за SEO-ссылки, который будет накладываться на сайт. Т.е. сам факт появления Минусинска говорит нам о том, что прошлогодняя «отмена ссылочного» как минимум не принесла нужных результатов. Этого не скрывает и сам Александр Садовский в своем интервью: «Этот шаг оказался недостаточно эффективным с точки зрения цели – искоренить явление закупки SEO-ссылок».
Возникает резонный вопрос – а зачем Яндексу так важно искоренить закупку? Зачем тратить время и силы на то, что уже и так «не работает»? Ведь, по словам г-на Садовского (в том же интервью), Яндекс определяет SEO-ссылки и давно не учитывает их в ранжировании. Следуя этой логике, сайты с SEO-ссылками уже не должны были занимать хороших позиций, т.к. ссылки эти просто не работали.
Однако вместо этого мы слышим про Минусинск и громкие призывы Яндекса быстрее снимать все ссылки, которые были куплены – и тем самым отдать свои сайты на суд Яндексу. Такое положение дел заставляет усомниться в возможностях Яндекса выявлять покупные ссылки. И лишний раз убеждает в том, что Минусинск – новый способ напугать SEO-сообщество, чтобы вебмастера в панике бросились снимать ссылки. А тут уже Яндексу не составит труда зафиксировать такие сайты и пессимизировать их.
Виктор Нагайцев (PerfectSeo): По тому, как быстро меняется направление борьбы со ссылками, можно предположить, что Яндекс не справляется с ней, что ссылки до сих пор учитываются и что она не привела к таким видимым результатам, которые ожидали в Яндексе. Возможно, на этот шаг Яндекс толкнуло то, что сейчас наступил кризис, поднялась валюта, ему нужно давать больше результатов, чтобы деньги из SEO перетекали в контекстную рекламу.
Без сомнений Яндексу выгодно, чтобы ссылочные бюджеты перетекали в контекстную рекламу Директа. А как это можно устроить? Как вариант, заявить о том, что ссылки не работают. Ведь, многие поверят или поддадутся панике. К сожалению!
Обратите внимание, что все заявления Яндекса весьма расплывчаты. Даже предупредительные письма от Яндекс.Вебмастера, которые получили многие вебмастера, очень общего характера. Что уж говорить о том, что поисковик до сих пор не объяснил, что такое SEO-ссылки в его понимании.
Олег Сахно (Интерлабс): Думаю, сам формат сообщения от Яндекс.Вебмастер очень показателен: нет четкого указания сайта. Просто страшилки. Вспоминаю историю с Пандами/Пингвинами в Google, там сразу указывалось, какие сайты будут наказаны, за какие конкретные ссылки. В случае с Яндексом - это больше похоже на попытку «покошмарить» вебмастеров, а потом провести несколько показательных казней.
Сергей Кокшаров (Devaka.ru): Яндекс призывает не использовать SEO-ссылки, но при этом не дает их точное определение. Например, будет ли считаться SEO-ссылкой сквозняк с текстом "Студия продвижения САЙТВТОП"? И если да, то можно ли избежать санкций закрытием ее в nofollow? Среди вебмастеров и оптимизаторов всплывет много вопросов и проблем, Яндексу придется разрабатывать дополнительные инструменты и активней отвечать на вопросы в техподдержке.
Наши рекомендации к действию
Что делать?
Не паниковать – таким должен быть ваш лозунг как минимум на ближайший месяц. Ничего страшного не произошло и скорее всего и не произойдет. Как мы рассмотрели выше, во всех заявлениях Яндекса есть моменты, заставляющие усомниться в серьезности его намерений.
Как жить дальше?
Продвижение сайтов уже давно не ограничивается лишь развитием его ссылочной структуры. В большинстве случаев это комплекс мер по юзабилити, контентной составляющей, внутренней оптимизации, работе с социальными факторами и т.п. Развивайте ваш сайт грамотно во всех направлениях, делайте его более полезным и интересным для пользователей. Яндекс любит качественные сайты.
Как же быть со ссылками?
Мы не рекомендуем снимать ссылки. Во-первых, потому что Яндекс ждет именно такого поведения, и риск попадания сайта под санкции возрастает. Во-вторых, помните, что ссылки продолжают оставаться важной составляющей продвижения сайта в Google, они влияют на позиции, посещаемость и естественные поведенческие факторы.
Закончить статью нам хочется на позитивной ноте, поэтому приводим мнение еще одного эксперта, отмечающего, что и с введением Минусинска ссылки никуда не денутся, а будут работать и дальше.
«Судя по докладу и интервью Александра Садовского (информация о «безопасном пороге SEO-ссылок» и неограниченном количестве качественных ссылок), изменение алгоритма связано с усилением факторов, учитывающих их «сеошность». Т.е. ссылки как работали, так и будут работать, только появляется соответствующий пессимизирующий фильтр. Подход аналогичен фильтру за неестественный контент, при котором текстовая составляющая как имела важное значение в ранжировании, так и всегда будет иметь», - Наталья Неелова, директор департамента производства Ingate Development.