Осторожно: ФАС! Какая реклама вас разорит

Редакция блога Rookee запускает новую рубрику, в которой доступно и на конкретных примерах будет разбирать сложные нормы ФЗ «О рекламе».

В этом выпуске Алина Антомонова, руководитель отдела корпоративной и договорной работы холдинга Ingate, расскажет, как хитрит Яндекс.Такси, чем не угодили ФАС пиццерия MaMa MiA и компания Johnson&Johnson, и при чем здесь Киркоров.


Чужой диплом – потемки

Закон «О рекламе» меняется нечасто. Конец 2018 года запомнился интересным изменением статьи о запрете рекламы некоторых товаров и услуг. Раньше там были только наркотики, взрывчатка, товары без лицензий и сертификатов, табачные изделия, искусственное прерывание беременности и купля-продажа органов. Этот список веществ и действий, угрожающих здоровью граждан, пополнился запретом на рекламу… услуг по написанию дипломов и аттестационных работ!

Удивительно, что обман «государственной системы научной аттестации» по уровню общественной опасности оценили наравне с рекламой наркотиков. Санкции соответствующие: за рекламу подготовки и написания диплома физическое лицо может получить штраф до 20 тыс. рублей, а юрлицо — до 500 тыс. рублей.

Законодательная логика ясна: купил диплом — твоя квалификация под вопросом.  А это будущие врачи, учителя, строители. Поэтому не стоит искушать студентов рекламой «Купить диплом» или «Курсовые работы на заказ». Пусть мучаются сами.

Карета превратилась в тыкву

Комиссия ФАС России наложила на ООО «Яндекс.Такси» штраф в размере 100 000 рублей.

С марта по май 2018 года компания в нескольких городах рекламировала свои услуги. В Курске на машинах-партнерах «Яндекс.Такси» висели наклейки: «Яндекс.Такси от 30 рублей». Такую щедрость заметили сразу, а на приписку мелким шрифтом никто не обратил внимания. Хотя стоило.

Позже выяснилось, что указанная в рекламе цена — это лишь стоимость подачи такси! Сама стоимость поездки складывается из цены посадки в автомобиль (те самые 30 рублей) и цены поездки по городу в соответствии с тарифом. Но пассажир узнавал об этом лишь в конце поездки.

ФАС России признала рекламу недостоверной и вводящей в заблуждение, взыскала штраф и предписала больше так не делать.

Алина Антамонова, руководитель отдела корпоративной и договорной работы холдинга Ingate

Пиццу заказывали?

В октябре 2018 года тульская пиццерия получила штраф в 100 000 рублей за нарушение правил дистанционной торговли.

На фасаде здания была реклама: «пицца салаты горячее доставка». То есть перечислены товары и способ, которым их можно получить. Статья 8 закона «О рекламе» обязывает в таком случае указывать сведения о продавце: адрес, ФИО, ОГРН или ОГРНИП предпринимателя. Причем это касается не только внешней рекламы, но и баннеров в интернете.

Как понимаете, в рекламе MaMa MiA ничего подобного не было. А с учетом того, что это уже второй случай с некорректной рекламой, то обойтись предупреждением не вышло — прилетел реальный штраф.

Вставляем с гарантией

Мало кто любит ходить к стоматологу, особенно, если речь идет об имплантации. Креативный стоматологический центр в Хабаровске решил разрушить стереотип и привнести нотку пикантности в неприятную процедуру.

В наружной рекламе они использовали пиктограмму врача и пациентки в неоднозначном положении. Образ сопровождался слоганом: «Вставляем с гарантией».

Хабаровское УФАС опросило 389 человек, больше половины нашли образ непристойным. В итоге рекламу признали «унижающей и содержащей этическую некорректность в отношении пола», а рекламодателя — виновным в нарушении статьи 5 закона «О рекламе».

Есть ли что-то неприличное в картинке на ваш взгляд? Или во всем виноват провокационный слоган? :)

Цвет заражения синий

Говоря о необычных образах в рекламе, нельзя обойти рекламу лекарства «Гексорал», в которой снялся Филипп Киркоров. Вы вряд ли ее пропустили, даже если совсем не смотрите телевизор.

Внимание службы привлекло утверждение: «Гексорал. Болезнетушитель №1». Ребята пытались подстраховаться, сноску «под звездочкой» сделали, провели исследование, которое подтверждало, что «Гексорал» действительно номер один. Даже не забыли упомянуть про наличие противопоказаний и необходимость консультации специалистов.

Но это не помогло. Оказалось, в сноске говорится о лидерстве спрея в линейке аналогичных товаров по продажам в штуках, а не по качеству или скорости лечения.

Кроме того, уточняющий текст занимает всего 2 % площади кадра и демонстрируется 3 секунды. «Сноска, выполненная мелким шрифтом, не позволяет потребителям воспринять содержащуюся в ней информацию. А значит, фактически в рекламе отсутствует. При этом информация о первенстве «Гексорала» приводится в рекламе крупным шрифтом, на ней фиксируется внимание потребителей», — комментирует ФАС.

Киркоров спел в рекламе: «Хотел, чтобы все болели, но оказался «Гексорал» сильнее!». По мнению ФАС эта фраза нарушает запрет на «гарантирование положительного действия рекламируемого лекарства и его эффективности». Фактически певец вводит пользователей в заблуждение.

В результате компания Johnson&Johnson получила предписание о прекращении нарушения закона «О рекламе».

Однако всего этого можно было избежать, если бы рекламодатель внимательно изучил нормы закона о рекламе и сложившуюся практику. Так, буквально в конце прошлого года при участии ФАС России состоялось подписание Рекомендаций по соблюдению законодательства о рекламе безрецептурных лекарственных средств. Познакомиться с выводами можно на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы.

В частности, обзор практики показывает, что не стоит рекламировать нерецептурный препарат, если по форме и дизайну он полностью аналогичен рецептурному (так называемая «суррогатная реклама»), а также гарантировать его положительный эффект.

Настоятельно рекомендуем всем ознакомиться с этим документом. Кто не изучит, тот Киркоров.

Заключение

Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности. Поэтому учиться лучше на чужих ошибках. А чтобы не попасться самому, рекомендуем оценить свою деятельность с точки зрения терминов закона о рекламе.

Отправляете заказ почтой? Значит, у вас дистанционная торговля. Устраиваете розыгрыш подарков при покупке более двух единиц товара? Тогда вы — организатор стимулирующего мероприятия. В обоих случаях у рекламы есть ограничения (в частности, обязательным является указание продавца товара/организатора акции).

И подобных тонкостей много. О них мы и будем рассказывать в новой юридической рубрике в блоге Rookee.

(Голосов: 6, Рейтинг: 5)