Редакция блога Rookee запускает новую рубрику, в которой доступно и на конкретных примерах будет разбирать сложные нормы ФЗ «О рекламе».
В новом выпуске Алина Антомонова, руководитель отдела корпоративной и договорной работы холдинга Ingate, расскажет об ошибках, которые допускают в рекламе известные бренды и блогеры.
«Неправильно ты, дядя Фёдор, виски рекламируешь…»
В ФАС России поступила жалоба на видеоролик Ильи Варламова, опубликованный на YouTube-канале varlamov. Один внимательный и законопослушный гражданин усмотрел в ролике скрытую рекламу виски Dewar's. Ну, почти скрытую :)
В видеоролике блогер сидит за столом, на котором стоит виски, и рассуждает о положительном влиянии двух противоположных мнений. И как бы невзначай добавляет: «В этом смысле дважды лучше. Вот и виски Dewar's тоже выдерживают в бочках дважды, чтобы его вкус стал еще мягче и богаче. Проверьте этот принцип на практике сами, а мы продолжаем».
В умозаключениях блогера ФАС нашла нарушение запрета на рекламу алкогольной продукции в интернете (п. 8 ч. 2 ст. 21 Закона «О рекламе») и возбудила дело.
Занимательно, что у Ильи Варламова довольно внушительный послужной список выигранных судебных разбирательств в области авторского права. ФАС достался серьезный и опытный соперник. Посмотрим, кто кого.
Алина Антамонова, руководитель отдела корпоративной и договорной работы холдинга Ingate
Вклад или не вклад?
В ФАС России поступило обращение с жалобой на рекламу финансовых услуг компании «Tcompany Online Limited», зарегистрированной в Республике Ирландия.
В октябре 2018 года по фразе «пассивный доход» в Яндексе висела баннерная реклама:
Tcompany Online |
Tcompany Online |
Tcompany Online |
Но право рекламировать вклады есть только у банков с соответствующей лицензией. Вот её-то у компании и не было. Более того, по нормам российского права Tcompany Online Limited даже не является кредитной организацией.
Под раздачу попали почти все: Яндекс как распространитель незаконной рекламы, iProfit Agency как рекламодатель. Интересно, что саму компанию Tcompany Online Limited к ответственности не привлекли. То ли до Ирландии не дотянуться, то ли ФАС решила создать прецедент — наказать рекламное агентство, а не конечного заказчика рекламы. В любом случае дело возбуждено, и мы будем следить за его развитием.
«Молодым платить не по масти»
Один российский банк переборщил с креативом. «Тинькофф Банк» разместил рекламу с лозунгом: «Молодым платить не по масти». Пост состоял из фотографии тюремной камеры с раскладушками и текста: «Карта в радость, кешбэк в сладость, господа. Чтобы сделать вашу юность проще, мы отменили плату за обслуживание для всех с 14 до 18 лет. Деньги в пластик, АУЕ! Оформить щас или кекнуть раз».
ФАС не оценила чувство юмора и заподозрила банк в «популяризации криминальной организации». Согласно материалам дела, неформальное молодежное криминальное движение «АУЕ» держит под контролем детей в 18 регионах России. Несовершеннолетних, в частности, заставляют «сдавать деньги на общак для зоны» и вовлекают в криминальную жизнь.
Реклама вызвала много негатива в сети, поэтому ее быстро удалили. Однако это не спасло банк. Мем про тюремную субкультуру признали нарушающим п. 6 ст. 5 Закона «О рекламе».
Лицемерие и сексизм в рекламе
Лицемерие — тема не совсем правовая, но может привести к юридическим последствиям. В рекламе становится особенно заметно, когда слова и принципы расходятся с реальными действиями.
Несколько лет назад бренд Dove, который принадлежит транснациональному гиганту Unilever, начал кампанию «За настоящую красоту». В рекламе опровергаются традиционные стандарты красоты и провозглашается профеминистический бодипозитив: вместо моделей позируют обычные девушки без макияжа.
Одновременно с этим Axe, другой продукт Unilever, продолжает эксплуатировать тему маскулинности в своей рекламе. И тут появляется противоречие. С одной стороны, накачанный мачо, чья внешность и аромат (ну как же без него?) сводят женщин с ума. C другой стороны, девушки с формами, вокруг которых почему-то нет вообще ни одного мужчины (но они всё равно красивы и, несомненно, их внутренний мир богат и прекрасен).
В США этот дисбаланс осудили многие издания. В России же рекламные кампании прошли более спокойно.
В рекламе шведской компании H&M счастливые женщины с разными фигурами и цветом кожи разрушают стереотипы о «настоящих леди». С декларативным феминизмом бренда не бьется исследование 2016 года Asia Floor Wage Alliance, в котором компанию обвиняют в незаконных увольнениях работниц из-за беременности, невыплате пособий по рождению детей и принуждении к неоплачиваемым переработкам.
С правовой точки зрения, нарушение баланса между «быть» и «казаться» может быть выражено как «несоответствие товара потребительским свойствам» (об этом говорится в пп. 2 п. 3 ст. 5 Закона «О рекламе») или как некорректная информация «о результатах исследований и испытаний» (пп. 11 п. 3 ст. 5 Закона «О рекламе»). Поэтому нам важно максимально детально изучать продукты и бренд клиента. Реклама, которую мы создаем, должна помогать ему развиваться, а не служить причиной для осуждения.
Тест на десерт
А теперь предлагаем развлечься и пройти незатейливый тест. Среди объявлений найдите те, что не нарушают закон «О рекламе». Результатами и впечатлениями делитесь в комментариях.