Одно время была популярна курьёзная тема о том, что поисковики в выдаче не находят себя. Была когда-то. Теперь они это с успехом делают:
http://www.google.ru/#hl=ru&source=hp&q=google&lr=&aq=f&aqi=g10&aql=&oq=&gs_rfai=&fp=40d4cf80b75cdc07
Но вот ясности в отношении того, что они делают по остальным запросам, похоже, больше не становится. Как результат - 2012SEO встречаем на удивление с завидной регулярностью...
Не добавляют понимания и принимаемые отдельными поисковыми системами форматы организации выдачи. И здесь, пожалуй, наибольшие трудности связаны с интерпретацией компоновки результатов системой Google — гулким эхом они отзываются на соответствующих форумах.
Что имеется в виду. Посмотрите на эту выдачу с ограничением в 10 позиций на странице — сколько на самом деле вы можете их здесь насчитать? Номеров нет... В общем, количество варьируется где-то от 8 до 11... Но насколько приемлема оценка «где-то» для профессионала?
Неприемлема. Итак, я поставил себе небольшую задачу.
Задача: провести анализ и сформулировать рекомендации по классификации элементов серпа поисковой системы Google как позиций выдачи.
Решение: обзор большого числа интернет-источников приводит к выводу, что сегодня единственным ориентиром может выступать разве что позиция, рассчитанная только по текстовым ссылкам первого и второго уровня, то есть уровня вложения - ссылки на тот же домен, обозначенные в выдаче заголовком блока с отступом.
Видео и картинки — вероятно, составляют единый блок, распределённый в пределах выдачи по какому-то внутреннему критерию алгоритма Google. Выдачу с пометкой «в новостях» учитывать не следует.
По этой теме можете почитать, например, здесь:
- http://blog.ingate.ru/ingate-blog/45.php
- http://maksis.ru/anatomiya-filtrov-google.html
- http://mastertalk.ru/ptopic102636.html
- http://www.seoquake.com/articles/ru/article_2.php
Анализ выдачи Google и характер изменения позиций во времени наталкивает на предположение о построении его алгоритмов на основе нечёткой логики ранжирования и нечёткой логики формирования серпа, что позволяет говорить лишь о вероятностных оценках позиции.
Примеры: В выдаче по этому запросу ссылка на каталог видео, очевидно, является позицией выдачи (иначе их просто было бы 9 вместо заявленных 10):
http://www.google.ru/#hl=ru&newwindow=1&q=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE++%D0%B3%D1%83%D0%B3%D0%BB%D0%B0&lr=&aq=f&aqi=&aql=&oq=&gs_rfai=&fp=40d4cf80b75cdc07
а вот здесь:
http://www.google.ru/#hl=ru&lr=&newwindow=1&ei=8PfLS6WPNsGCOPWA1aoG&sa=X&oi=spell&resnum=0&ct=result&cd=1&ved=0CAUQBSgA&q=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82&spell=1&fp=40d4cf80b75cdc07
— уже нет.
Быть может, видео в нижней части выдачи позицией рассматривать не стоит?
Гипотеза интересная. Выдача Google:
http://www.google.ru/#hl=ru&newwindow=1&q=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE+lacrimosa&lr=&aq=f&aqi=&aql=&oq=&gs_rfai=&fp=40d4cf80b75cdc07
даёт 10 позиций, если не считать нижний элемент выдачи со ссылкой на видеофрагмент.
Однако выдача по
http://www.google.ru/#hl=ru&newwindow=1&q=lacrimosa+%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&lr=&aq=f&aqi=&aql=&oq=&gs_rfai=&fp=40d4cf80b75cdc07
без учёта видео также даёт 10 позиций.
Выдача Google по запросу:
http://www.google.ru/#hl=ru&newwindow=1&q=lacrimosa&lr=&aq=f&aqi=g10&aql=&oq=&gs_rfai=&fp=40d4cf80b75cdc07
уже предполагает включение либо текстового, либо видео, либо обоих блоков сразу как одной позиции — кстати, довольно распространённая точка зрения, что эти элементы надо объединить и считать одним блоком.
Гипотеза о том, что видеофрагменты, по внутренним оценкам релевантности Google позволяющие разместить ссылку на видеофрагмент в выдаче выше середины страницы, следует рассматривать как позицию выдачи, часто справедлива; в то же время включение фото не предполагает учёт:
http://www.google.ru/#hl=ru&newwindow=1&q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+lacrimosa&lr=&aq=f&aqi=&aql=&oq=&gs_rfai=&fp=40d4cf80b75cdc07
Так как же быть, что считать точкой отсчёта?
Обобщённый анализ большого числа образцов выдачи поисковой системы Google по разным типам запросов позволил сформулировать следующие рекомендации подсчёта позиций элементов выдачи:
- в подсчёт включаются все ссылки первого и второго уровня, то есть уровня вложения — ссылки на тот же домен, обозначенные в выдаче заголовком блока с отступом;
- если в выдаче присутствует видео выше середины страницы — это позиция выдачи;
- если в выдаче присутствует фото + видео , они образуют единую позицию;
- ссылки на каталоги изображений позицией не являются независимо от положения на странице.
Иных критериев, дающих статистически значимую стабильность интерпретации результатов, на данный момент не выявлено.
Александр Салтыков, Руководитель отдела проектирования
Компания RE-ACTOR