Главные обновления поиска Яндекса: итоги и прогнозы

Конец года – время, когда подводят итоги и строят планы на будущее. В 2018 году мы наблюдали изменения на рынке интернет-маркетинга, следили за обновлениями выдачи поисковых систем и усердно работали над тем, чтобы сайты клиентов вышли в топ и увеличили конверсию. Настало время немного отдохнуть и вспомнить, каким был этот уходящий год для SEO. Начнем серию статей с обзора главных обновлений поиска Яндекса и проанализируем, как это повлияет на работу SEO-специалистов и вебмастеров в 2019 году.

Алгоритмы


В апреле Яндекс сообщил об обновлении алгоритма, который определяет влияние рекламы на удобство использования сайта. Обновленный алгоритм стал лучше находить страницы с рекламой, вводящей в заблуждение и мешающей навигации по сайту.

В ноябре 2018 года Яндекс объявил о масштабном обновлении поиска, содержащем более тысячи улучшений. Обновление получило название «Андромеда» и коснулось трех направлений.


  1. Увеличилось количество быстрых ответов, которые можно получить прямо в выдаче. Теперь пользователям не надо кликать по ссылкам, чтобы узнать, где поесть или с каким счетом закончился футбольный матч.
  2. Обновилась формула ранжирования. Большее значение приобрели такие характеристики как удобство, наличие постоянной аудитории, баланс полезного и навязчивого контента. Появились метки, упрощающие пользователям выбор нужного сайта в выдаче: синий значок для официальных сайтов и подтвержденных аккаунтов в социальных сетях, метка «Популярный сайт» для ресурсов с огромной лояльной аудиторией, знак «Выбор пользователей» для сайтов с большим количеством лояльных возвращающихся посетителей.



       3. Пользователи получили возможность в один клик сохранять понравившиеся объекты (ссылки, картинки, видео и т. д.) в Коллекции.


Как с этим работать в 2019 году

«Андромеда» стала в некотором роде новым этапом в развитии SEO и прибавила проблем специалистам. Уже сейчас пользователи используют быстрые ответы более 13 млн раз в день, утверждает Яндекс. Увеличение числа быстрых ответов в целом может привести к общему уменьшению кликов из органической выдачи. Если пользователь видит нужную информацию прямо в результатах поиска, ему незачем переходить дополнительно по ссылкам на другие сайты. К счастью, пока список тематик, для которых работают быстрые ответы, не так велик. Но если он будет расти, можно столкнуться со снижением CTR. В этом случае, сайты, попавшие в блок быстрых ответов, будут иметь преимущество перед другими. Например, в быстрых ответах появились рекомендации мест, поэтому пользователям теперь не нужно просматривать позиции выдачи, чтобы выбрать кафе.

Метки «Популярный сайт» и «Выбор пользователей» помогают пользователям ориентироваться и быстрее находить нужные результаты, но для владельцев сайтов, не имеющих значков, это может сыграть в минус. Есть такая категория пользователей, для которых важны детали. Эти пользователи будут чаще переходить на сайты, получившие метки, и игнорировать другие результаты, считая их для себя не столь привлекательными, раз они не пользуются популярностью у аудитории.


Антон Мойс, ведущий специалист по поисковому продвижению сервиса Rookee:

«Яндекс продолжает планомерно работать над тем, чтобы процесс поиска был удобнее для пользователей, чтобы они получали максимально полный ответ на свой вопрос. Часть ответа на вопрос они могут получить уже из выдачи, не переходя на сайт, что в целом может негативно сказаться на CTR. К счастью, далеко не все ответы на запросы можно получить без перехода по ссылкам. Поэтому для большинства сайтов изменения будут не столь значимы.

Если ваш ресурс пока не имеет значков «Выбор пользователей» или «Популярный сайт», и вы боитесь, что это негативно повлияет на трафик, не нужно опускать руки :-) Необходимо и дальше развивать сайт, увеличивать посещаемость, делать его удобным для пользователей, и в скором времени вы можете получить метку, которая выделит ваш сниппет среди других в поиске».


ИКС вместо тИЦ


В конце августа 2018 года Яндекс объявил о введении нового показателя – индекса качества сайтов (ИКС). Поисковик ввел новый показатель вместо устаревшего тематического индекса цитирования (тИЦ). Новая метрика помогает оценить качество ресурса и рассчитывается на основе ряда параметров, среди которых размер аудитории, число возвратов. Пересчет ИКС происходит примерно один раз в месяц.


Как с этим работать в 2019 году

Введение ИКС ничего не меняет в работе специалистов, так как прямого влияния на ранжирование показатель не оказывает (подробнее в исследовании Rookee). Необходимо, как и прежде, работать над внутренними факторами, улучшая сайт для пользователей.

Также вы можете узнать значение ИКС и получить индивидуальные рекомендации по работе с индексом качества, используя инструмент Rookee. Инструмент поможет найти «тонкое» место у сайта и подскажет, какие действия предпринять, чтобы ИКС вырос.


Факторы ранжирования


На конференции Optimization 2018, которая состоялась в конце ноября, представители Яндекса сообщили, что у поиска около 1800 факторов ранжирования. Было отмечено, что наряду с другими данными о качестве ресурса при ранжировании учитывается качество ответов в Яндекс.Диалогах.


Как с этим работать в 2019 году

Компаниям придется сосредоточиться на том, чтобы пользователь решил свою задачу, обратившись в чат компании. Необходимо отслеживать статистику по неотвеченным беседам, как можно быстрее отвечать за вопросы и давать максимально понятный и полный ответ.


Новые функции в результатах поиска


В течение всего года Яндекс проводил различные эксперименты с выдачей, многие из которых завершились успешно. Благодаря этому теперь мы можем наблюдать в результатах поиска новые функции.

В начале 2018 года пользователи заметили тестирование в поисковых результатах кнопки «Начать чат». В августе кнопка «Чат с компанией» в сниппете стала доступна всем сайтам. Она позволяет пользователям общаться с компанией прямо из выдачи, если на сайте внедрен онлайн-консультант.



В марте результатах поиска на декстопе появилась кнопка «Читать еще». Нажав на нее, пользователь видит больше текста в сниппете и может понять, что за информация представлена на странице ресурса.

В этом же месяце было замечено тестирование изображений в десктопной поисковой выдаче. Такие превью раньше показывались только в мобильном поиске Яндекса.



В июле 2018 года в выдаче Яндекса появились отзывы и рейтинги для организаций. Рейтинг, рассчитанный по 5-балльной шкале, учитывает не только качество сайта, но и бизнеса, который за ним стоит, и показывается для сниппетов главных страниц компаний, добавленных в Яндекс.Справочник. Благодаря этому пользователи могут сделать выбор, которым они останутся довольны, считают в Яндексе.

В конце августа в выдаче десктопного поиска было замечено тестирование нового блока «Вам может быть интересно» с четырьмя дополнительными релевантными ответами. Пользователи могли его увидеть после того, как возвращались в выдачу Яндекса.


Еще одно летнее нововведение — появление в выдаче блока «Чаты с организацией по запросу». Блок содержит варианты компаний, к которым пользователь может обратиться, и примерное время ответа.


В октябре Яндекс добавил рекомендации контента с сайта для навигационных ответов. Цель нововведения — предоставить больше полезной информации для пользователей. Рекомендации строятся на основе данных, доступных сервисам Яндекса.


Как с этим работать в 2019 году

Яндекс постоянно экспериментирует с органической выдачей. Чтобы использовать максимально возможности, предоставляемые поисковиком, и привлекать пользователей, необходимо следить за всеми обновлениями и стараться оперативно внедрять изменения на сайт с учетом тенденций.


Антон Мойс, ведущий специалист по поисковому продвижению сервиса Rookee:

«Изменения в выдаче, которые внедрил Яндекс в этом году, направлены на улучшение удобства пользования поиском. Многие новые функции, такие как отзывы, рейтинги, кнопки с рекомендациями, влияют на клики не кардинально. Есть множество людей с так называемой «баннерной слепотой», которые не сильно ведутся на подобного рода визуальные изменения и призывы.  Но есть люди, для которых это важно. Чтобы точно понять значимость нововведений, надо проводить исследования».


Реклама


Весь год Яндекс проводил тестирование и в рамках контекстной рекламы. Как и прежде, многие эксперименты были связаны с маскировкой объявлений под органическую выдачу.

В феврале специалисты заметили в Яндексе тестирование дополнительного рекламного результата после пятой строки органической выдачи.



В этом же месяце пользователи обратили внимание на появление новой вертикали поиска по контекстным объявлениям. По некоторым запросам в выдаче появлялся колдунщик, предлагающий просмотреть все объявления по запросу и разместить рекламу в Директе.



В апреле Яндекс представил еще одно нововведение для поисковой рекламы. В целях повышения эффективности рекламных кампаний поисковик изменил подход к ценообразованию и торгам. Там, где раньше был прогноз цены за позиции в выдаче, появились цены за объем трафика. Также были добавлены новые трафареты шаблонов объявлений для поиска. Форматы рекламы и ее расположение Яндекс начал подбирать автоматически, основываясь на запросах пользователей и тематики рекламирования.

В начале августа в выдаче Яндекса было замечено пятое спецразмещение для некоторых запросов.

Эксперименты затронули и показы рекламы в мобильной выдаче. В июле Яндекс поменял положение объявлений. Одно рекламное место из блока под результатами поиска было поднято наверх. В итоге над органикой стало показываться не более трех объявлений, одно — после трех результатов, одно — внизу страницы выдачи. Благодаря нововведению CTR рекламы на новом месте вырос в 3,5 раза.

Маскировку контекстных объявлений под органическую выдачу ввел Яндекс в десктопном поиске в ноябре. В поисковых результатах появились объявления Директа, похожие на позиции органической выдачи.

В конце ноября в выдаче Яндекса появилось новое место показа рекламы — товарная галерея. Она располагается над результатами поиска и включает карточки товаров с Яндекс.Маркета и динамические объявления из Директа. По словам Яндекса, благодаря товарному колдунщику рекламодатели увидят значимый прирост рекламных кампаний.


Как с этим работать в 2019 году

Уже не первый год мы наблюдаем тенденцию к большей монетизации выдачи. Новые форматы рекламы, изменение блоков расположения объявлений, запуск пятого спецразмещения, маскировка объявлений под результаты органического поиска — все это говорит о том, что рекламы в выдаче будет больше. Учитывая, что часть выдачи помимо рекламы Яндекс отдает своим сервисам (Дзен, Маркет и т.д.), занимать высокие позиции сторонним сайтам в поиске будет сложнее. В общем, SEO-шникам прибавится работы.


Заключение


Такими были главные нововведения в поиске Яндекса, которые будут влиять на интернет-маркетинг и SEO на протяжении всего 2019 года. Нас ожидает много работы в новом году, но тем интереснее будет добиваться высоких результатов.

(Голосов: 7, Рейтинг: 4.43)