Отделы кадров крупных компаний постоянно находятся в поисках опытных сотрудников. Высокие профессиональные компетенции и наработанные личные качества грамотных специалистов делают из них желанную цель для любого успешного бизнеса.
Кадровики часто встречают соискателей работы, которые обладают широким диапазоном профессиональных навыков, но при этом совершенно не умеют общаться с коллегами, или общительных и открытых новичков без опыта. И тех и других придётся дополнительно обучать и натаскивать. Выбор всецело зависит от возможностей компании.
Что такое hard skills?
Жёсткие навыки (hard skills) – это профессиональные умения и знания, которые позволяют закрывать задачи, поставленные для сотрудника его непосредственным руководством. Их получают в процессе прохождения профильного образования или на личном опыте во время практики. Как правило, жёсткие навыки достаточно легко проверить на практике и оценить. Поэтому с ними разобраться намного проще, чем с гибкими.
В качестве примера оценки жёстких навыков можно привести итоговый аттестат специалиста, который выдаётся после завершения обучения в профильном ВУЗе. В нём содержатся оценки по всем теоретическим и практическим дисциплинам. Это своего рода стартовая оценка возможностей начинающего работника.
Hard skills обладают характерными отличительными чертами:
-
Они отличаются в зависимости от конкретной специальности. А также требуют постоянной актуализации через изучение новых инструментов и практик.
-
Требуют физических усилий. Для освоения жёстких навыков придётся как следует поработать и запомнить большие объёмы теоретической информации.
-
Легко проверяются через тестовые задания. Если вы не знаете базу, качественно выполнить профильную комплексную задачу попросту не получится.
-
Сопровождаются подтверждающими документами. Это может быть диплом, аттестат, портфолио или что-либо иное.
-
Требуют как минимум несколько месяцев на освоение. По крайней мере до базового уровня.
-
Развиваются в процессе получения опыта работы. Чем больше специалист практикуется, тем лучше он начинает понимать все особенности своего дела.
-
Не зависят от конкретного места работы. Если вы перейдёте на такую же должность в другую компанию, диапазон требований останется в целом тем же.
-
Именно жесткие навыки выступают в качестве той базы, на которой держится оценка работодателями соискателей на вакантную должность. Если вы прошли профильное обучение и обладаете опытом работы, проблем с подходящей вакансией не возникнет.
Что такое soft skills?
Гибкие навыки (soft skills) – намного более сложные и тяжело поддаются объективной оценке. Разумеется, существуют курсы и мастер-классы, прохождение которых предполагает выдачу профильного сертификата, но это не поможет реально оценить качество навыка. Soft skills не предполагают точных оценок, которыми можно бы было охарактеризовать степень освоения того или иного личного качества человеком. Но не смотря на все сложности, гибкие навыки крайне важны для любого специалиста, работающего в коллективе.
Работодатели очень часто выбирают того или иного кандидата именно на основании личных качеств. Если человек умеет общаться и находить общий язык с окружающими, работать с ним будет намного проще, даже если его профессиональные возможности ограничены.
Вероятность эффективного закрытия поставленных задач во многом зависит от умения сотрудника коммуницировать с коллегами и руководством. Если человек не может задать все необходимые вопросы и прояснить важные аспекты технического задания, он просто интерпретирует его по-своему. А значит, с большой долей вероятности, допустит различные ошибки в процессе выполнения.
Работодателям зачастую проще обучить слабо подготовленного специалиста, который умеет общаться и воспринимать информацию, а не брать в штат профессионала, не способного слышать окружающих.
Soft skills во многом отличаются по своей сути от hard skills:
-
Они нужны не только на рабочем месте, но и в повседневной жизни. Именно благодаря этому гибкие навыки развиваются естественным путём.
-
Требуют от человека высокого эмоционального интеллекта. Soft skill даются разным людям по-разному. Кто-то осваивает их легко и непринуждённо, а для других они могут стать самой настоящей проблемой.
-
Проверяются в процессе поведенческого интервью. Вот только далеко не все работодатели в силах проводить подобные мероприятия. Да и итоговая оценка бывает достаточно поверхностной.
-
Подтверждаются только на практике, в процессе выполнения должностных обязанностей.
-
Гибкие навыки требуют многих лет тренировок. Они не осваиваются за несколько месяцев. Выработать личностное качество человеку куда сложнее, чем профессиональный навык.
-
Очень часто процесс освоения гибкого навыка затрудняется из-за устоявшихся привычек и убеждений человека.
-
Они не развиваются просто потому, что вы получаете о них достаточно теоретических знаний. Гибкие навыки требуют постоянной отработки в реальных условиях. Если вы не находитесь в подходящей ситуации, soft skills не будут развиваться. Симуляции здесь оказывают весьма опосредованную помощь.
-
Требуют перестройки под каждое рабочее место. Даже переход на новую должность внутри одной компании может потребовать от сотрудника выработку новых гибких навыков или переосмысление старых.
-
Гибкие навыки могут стать для специалиста той базой, через которую он будет пропускать весь получаемый опыт и знания. Они упрощают обучение и облегчают большинство повседневных процессов, возникающих в результате взаимодействия с окружающими.
Проще всего представить soft skills, как личностные качества, оказывающие прямое воздействие на любое социальное взаимодействие. Причём не важно, где оно происходит: в учебном заведении, дома, на работе или просто на улице.
Чем hard skills отличаются от soft skills?
Основное отличие жёстких навыков от гибких заключается в возможности их измерения. Обычно бывает нетрудно понять, разбирается ли человек в той или иной области профессиональной деятельности. Для большинства специальностей существуют подходящие тестовые задания, благодаря которым работодатель может точно оценить качество подготовки и наличие подходящего опыта у сотрудника.
В то время как гибкие навыки практически не поддаются объективному измерению или оценке. Черты характера, привычки и эмоциональный профиль человека составить достаточно сложно. Для этого придётся нанимать опытного психолога с высокой квалификацией и тратить много часов для сбора информационной базы под каждого сотрудника.
Наиболее ярким примером стандартного несоответствия жестких и гибких навыков является проблема всех отличников – плохо развитые коммуникативные навыки. Из-за этого работодатели, в большинстве случаев, даже не заглядывают в дипломы молодых специалистов. Вместо этого они проводят личные собеседования и пытаются оценить рабочие перспективы на основании произведённого первого впечатления. На удивление, такой подход бывает куда более объективным.
Какие навыки важнее
Для построения успешной карьеры вам в любом случае придётся овладеть и жесткими, и гибкими навыками. И чем дальше вы продвинитесь в своей практике, тем на более высокие должности сможете претендовать. Вести конкурентную борьбу за престижное рабочее место попросту невозможно, если вы не обладает достаточной профессиональной квалификацией или не умеете общаться с людьми.
Фонд Карнеги-Меллона совместно с Гарвардским Университетом и Стэнфордским исследовательским центром ещё более ста лет назад проводили исследование, которое наглядно подтвердило важность гибких навыков. Ещё тогда стало понятно, что 85% успеха любого специалиста зависят от личных качеств и умения общаться. Тогда как на профессиональные умения и опыт приходятся лишь 15%.
Несмотря на то, что сегодня работодатели продолжают обращать достаточно пристальное внимание на квалификацию сотрудников, она не является решающим фактором при приёме в штат. По-прежнему куда большее значение придаётся гибким навыкам человека. Именно по этой причине множество топовых специалистов остаются непризнанными гениями в своих областях. Им не предлагают перспективные должности по одной простой причине: они не умеют общаться и воспринимать информацию от других людей.
Как развивать hard skill и soft skills
Если вы желаете расти, как специалист, придётся обратить внимание не только на профессиональные умения, но и на личностные. Творческое мышление и креативный подход к выполнению технических заданий ценится работодателями куда больше, чем банальные механические навыки.
Многие специальности требуют от работников обладать значительной эмоциональной устойчивостью. Если вы не умеете работать под сильным давлением и начинаете паниковать из-за того, что не укладываетесь в сроки, или не понимаете, чего от вас требует руководство, можете даже не мечтать о престижных вакансиях.
Чтобы упростить для себя процесс выработки подходящих привычек и личностных качеств, воспользуйтесь профессиональной помощью. Для этого проводятся всевозможные семинары и тренинги. На них, как правило, работают опытные психологи, которые объясняют, каким именно образом сформировать подходящие черты характера.
Это куда сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Личные особенности человека вырабатываются в течении всей жизни, и к тому времени, когда вы о них начинаете задумываться, бывает уже слишком поздно. Характер сформировался и для его корректировки придётся приложить огромные усилия.
Совсем не просто заставить себя полюбить то, что вам не нравится, или отказаться от чего-то привычного и естественного. Только последовательные и заранее спланированные усилия помогут приучить собственное сознание по-другому реагировать на окружающие вас события.
А вот если говорить о жёстких навыках, то развивать их значительно легче. Для этого есть множество профильных учебных заведений и курсов. Большую часть из них освоить достаточно просто. Понадобится несколько месяцев теоретической и практической подготовки для получения новой специальности. Разумеется, речь не идёт о хирургах, учёных-исследователях или других сложных профессиях, требующих обучения и развития в течении всей сознательной жизни.
Самые важные гибкие навыки
Большинство работодателей обращают внимание на достаточно однотипные умения соискателей. Из них можно выделить пять наиболее значимых и принципиально важных гибких навыков:
-
Коммуникабельность – её указывают буквально в каждой публикуемой вакансии. Без коммуникабельности не обходится и ни одно резюме от специалиста, находящегося в процессе поиска работы. Развитые навыки общения помогают выстраивать эффективные профессиональные отношения внутри рабочего коллектива.
-
Умение работать в команде – ещё один неотъемлемый атрибут современных объявлений от работодателей. Никому не нужны сотрудники, которые не смогут нормально взаимодействовать внутри коллектива. К этому навку относятся и умения: воспринимать критику, делегировать задачи, давать грамотные советы и рекомендации. Работа в команде предполагает абстрагирование от личных отношений и восприятие любой информации исключительно только в профессиональном плане.
-
Сохранение концентрации в сложных ситуациях – проблемы на рабочем месте возникают по различным причинам. От них никуда не деться, даже если вы идеально выполняете свои обязанности. Это может быть срочная работа, форс-мажоры или ошибки коллег по цеху. В любом случае работодатель ждёт от своих сотрудников высокой эффективности, независимо от обстоятельств.
-
Уверенность в себе при публичных выступлениях – такой гибкий навык требуется не от всех сотрудников, но встречается достаточно часто. Потому что выступать приходится на тех же планёрках или других регулярных собраниях с руководством. Публичные выступления требуют от человека особых личностных навыков, которые очень сложно выработать естественным путём. Далеко не каждому приходится регулярно выступать перед широкой аудиторией. От сотрудника при этом требуется чётко поставленная речь и логично сформулированная информация. Ораторские навыки станут прекрасным дополнением для любого резюме.
-
Креативность – неординарный подход к решению рутинных задач способствует улучшению производительности и модернизации бизнес-процессов. Творческая натура человека помогает более эффективно работать с техническими заданиями. Сотрудники, которые умеют работать только по заданным алгоритмам и не желающие задумываться над выработкой собственного подхода для решения задачи, не слишком высоко ценятся работодателями.
Если набор гибких навыков остаётся постоянным практически для любых должностей, то жёсткие навыки сугубо индивидуальны для конкретного рабочего места. Они основываются на тех практических задачах, которые придётся решать сотруднику в процессе профессиональной деятельности.