HTTPS или HTTP: что выбрать и есть ли разница для SEO

В августе 2014 Google анонсировал: сайты, использующие защищенный протокол HTTPS, получат преимущество в выдаче, и с течением времени этот фактор ранжирования будет становиться все важнее. В декабре стало известно, что в 2015 году Google Chrome начнет помечать сайты, работающие по протоколу HTTP, как небезопасные. Однако SEO-сообщество отреагировало без энтузиазма: призрачные пока выгоды в будущем полностью перекрываются возможными от переноса на новый адрес потерями уже сегодня.

Мода или необходимость?

HTTPS не является отдельным протоколом. Это обычный HTTP, работающий через шифрованные транспортные механизмы SSL и TLS. Он обеспечивает защиту от атак-прослушек сетевого соединения: снифферских атак и атак типа man-in-the-middle. Для обеспечения защиты при этом необходимо, чтобы использовались шифрующие средства, и сертификат сервера был проверен и ему доверяли.

Исторически HTTPS использовался в Интернете преимущественно для шифрования платежных трансакций и электронных переписок. В конце 2000-х годов и в начале 2010-х HTTPS начал широко внедряться для подтверждения подлинности страниц на всех видах сайтов, обеспечивая сохранность пользовательских учетных данных и поддерживая приватность их электронных переписок, персональных данных и истории загрузок браузера.

Как сообщают в Google, на данный момент только 10% проиндексированных веб-адресов используют HTTPS. Для 30% поисковых запросов в выдаче встречается хотя бы один защищенный URL. Все сервисы Google уже используют HTTPS.

Обычно сайты используют SSL-шифрование на страницах, требующих безопасного соединения, и только единицы переносят на HTTPS весь сайт. Согласно последним статистическим данным BuiltWith, только 4,2% из топ-10 000 сайтов перенаправляет пользователей на SSL/HTTPS по умолчанию, в то время как для первых миллиона сайтов эта доля падает до 1,9%.

Преимущества для SEO

Google уже начал учитывать наличие HTTPS на сайтах в качестве фактора ранжирования, однако речь пока что идет только об 1% поисковых запросов. Какие еще преимущества может принести наличие зашифрованных соединений?

1. Больше реферальных данных

Когда трафик приходит с сайта, использующего HTTPS, на сайт, использующий HTTP, данные об источнике перехода скрываются. В отчетах систем аналитики такой трафик показывается как прямой, и это проблема, так как вы не знаете, откуда в действительности пришли пользователи. Однако если трафик приходит на зашифрованный адрес, защищенная реферальная информация сохраняется, и неважно, использовался ли на сайте-источнике перехода HTTP или HTTPS.

2. Безопасность и доверие

Многие считают, что HTTPS актуально только для ресурсов, запрашивающих личные данные и передающих, например, информацию о платежных картах. Но на самом деле даже обычные контентные площадки могут выиграть от использования HTTPS/SSL шифрования.


  • HTTPS подтверждает, что сайт – единственный адресат, с которым должен общаться сервер.
  • HTTPS предотвращает участие в канале передачи данных любых третьих лиц.
  • HTTPS шифрует любые коммуникации, включая URL’ы, что защищает, например, историю загрузок браузера.

Наличие HTTPS увеличивает доверие к бизнесу, и поэтому может быть полезно даже без учета бонусов в поисковом ранжировании.

Так в чем подвох?

Google редко раскрывает конкретные факторы ранжирования сайтов, ограничиваясь общими рекомендациями для вебмастеров. Тем неожиданней стало сообщение поисковика. Похоже, таким образом Google пытается замотивировать вебмастеров использовать HTTPS. И это неудивительно, ведь HTTPS отличается от других факторов ранжирования: его внедрение включает немалые риски и сложности.

1. Все сначала

Поисковая система рассматривает HTTP- и HTTPS-версии сайта как два разных интернет-ресурса. При этом новый сайт с SSL-шифрованием будет действительно новым со всеми вытекающими отсюда проблемами, то есть какое-то время, пока поисковая машина не поймет, что это зеркало основного сайта, и не «склеит» адреса, новая площадка не сможет рассчитывать на выслугу своего родителя.

По этому поводу уже высказался и Яндекс:

«Так как при обращении к сайтам http://site.ru и https://site.ru отдается одинаковое содержимое, то со временем они будут склеены в единую группу зеркал. После склейки индексироваться и участвовать в поиске будут только страницы главного зеркала, которое будет выбрано в соответствии с указаниями директивы Host в файлах robots.txt всех зеркал. Если Вы захотите сделать главным зеркалом сайт с защищенный протоколом, то значение директивы Host должно содержать префикс https//. Если же главным зеркалом должен стать сайт с обычным протоколом, то никакого префикса указывать не нужно».

2. Проблемы со скоростью

Так как HTTPS требует некоторой дополнительной коммуникации между серверами, это в потенциале может снижать скорость передачи данных, особенно если сайт и без того небыстро грузится. Добавим сюда тот факт, что скорость загрузки веб-страниц сама по себе является фактором ранжирования. Однако есть и хорошая новость: негативных последствий для скорости можно избежать, если следовать лучшим практикам. Кроме того, как отмечает сам Google, для загрузки сайта по защищенному протоколу требуется всего 10 дополнительных килобайт на сессию, что соответствует менее 1% загрузки процессора и 2% задержки сетевого соединения.

3. Цена

Сегодня вебмастерам доступны разные виды SSL-сертификатов от компаний Symantec, GeoTrust, Thawte, Comodo, TrustWave и пр. Цены колеблются от 1000 до 80 000 руб./год и зависят от размера ключа шифрования, наличия поддержки интернационализированных доменных имен (вот вам и еще один минус кириллических доменов), доступности физ. лицам и т.д. Вот пример расценок на SSL-сертификаты от Nic.ru и REG.RU.

4. Не всё еще готово

HTTPS все еще остается новой технологией для веба со всеми вытекающими. Иногда старые веб-приложения испытывают сложности с HTTPS адресами. Если вы работаете в AdSense, то вы также можете заметить падение доходов, так как Google отключит от вас SSL-несовместимых рекламодателей.

А был ли мальчик?

Наконец, вспомним недавнее исследование SearchMetrics, которое не выявило никакого влияния HTTPS на позиции в выдаче.

Об отсутствии корреляции между шифрованием на сайтах и позициями сообщали и другие исследователи.

Сооснователь Raven Tools Джон Хеншо (Jon Henshaw) рекомендовал интернет-маркетологам пока воздержаться от переноса сайтов на новые адреса. По его словам, отдача пока не стоит потраченных времени, труда и падения трафика, к которым приведёт перевод сильного HTTP-сайта на HTTPS. В то же время Сирус Шепард (Cyrus Shepard), сотрудник ведущего издания о SEO Moz.com, советует не отвлекаться от куда более продуктивных SEO-активностей: сбора ссылок, локальной оптимизации, оптимизации скорости загрузки, контент-маркетинга и т.д.

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)