С момента заявления Яндекса об отмене ссылочного ранжирования по некоторым коммерческим запросам прошло почти три месяца. Паника немного стихла, появились первые результаты для анализа. В этой статье мы рассмотрим:
- что стало с позициями в Яндексе спустя 2,5 месяца после отмены ссылочного ранжирования;
- что различает запросы, ведущие на одну целевую страницу, но имеющие кардинально разный результат продвижения.
Все выводы и графики в данной статье основаны на выборке более чем в 300 000 запросов, которые продвигаются в сервисе Rookee по региону «Москва» и относятся к тематикам «с бессылочным ранжированием». Позиции сайтов рассматривались на контрольных точках:
- 11 марта – до отмены ссылочного,
- 24 марта – когда прекратились значительные изменения после отмены ссылочного,
- 29 мая – момент подготовки статьи.
На основе продвигаемых сайтов в сервисе Rookee изменения относительно 11 марта выглядели следующим образом:
Однако из тех, кто потерял позиции после отмены ссылок, почти половина уже к 29 мая достаточно неплохо себя чувствовала в выдаче Яндекса: часть из них не только вернули свои позиции, но и улучшили их по сравнению с результатом от 11 марта, хотя ещё недавно были аутсайдерами. Что же касается тех, кто «был на коне» и улучшил позиции за период с 11 по 14 марта, то оказалось, что к 29 мая около половины запросов свои позиции ухудшили.
Дальше становится ещё интереснее. В большинстве случаев нельзя однозначно определить, считает ли Яндекс ваш сайт «плохим» или «хорошим», потому что запросы одинаковой частотности и продвигаемые на одних и тех же целевых страницах показали разноплановое изменение позиций. Например, в тематике «Одежда» большая часть ресурсов сохранила видимость в Яндексе на прежнем уровне:
Однако, несмотря на то, что видимость могла остаться без изменений, запросы перемешались между собой.
Конечно, все равно можно сделать выводы, что позиции сильно зависят от общих показателей сайтов и что запросы могли просесть, потому что у этого сайта тИЦ меньше, да и страниц в индексе Яндекса не очень много, а если присмотреться, то и возраст домена совсем маленький. Можно проанализировать и другие общие показатели сайтов, но все это не объяснит, почему конкретные запросы, ведущие на одну целевую страницу, разнопланово изменили свои позиции.
В ситуации, когда часть запросов проседает, а другая часть запросов, ведущих на ту же страничку, показывает рост, достаточно сложно выявить действительные причины таких изменений. В данном случае необходимо проверить оптимизацию страницы под запросы: влияние на позиции метатегов, объёма ссылочной массы, текста на странице, а также текстов ссылок.
Конкретный пример
Для примера возьмём сайт женского интернет-магазина. Общие характеристики ресурса на хорошем уровне:
- тИЦ —200;
- PR главной — 2;
- количество страниц в индексе Яндекса — 1015;
- количество страниц в индексе Google — 1940;
- возраст домена — более 4-х лет;
- срок продвижения — 8 мес.;
- присутствует в Яндекс.Каталоге, но отсутствует в DMOZ;
- уникальность текста на продвигаемых страницах — 91%.
Дизайн сайта приятен, присутствуют все важные для потенциальных покупателей элементы: цены, корзина, акции. Однако, несмотря на все показатели, часть запросов «подросла», а часть снизила позиции:
Объединяет эти запросы то, что они все ведут на одну целевую страницу сайта. А различает то, что не для всех этих запросов страница оптимизирована одинаково. Например, некоторые запросы не имеют вхождений в текст на странице и, кроме того, отсутствуют в title, keywords, description и заголовках страницы. Для поисковых роботов данная страница не будет релевантной по таким запросам, для роста позиций необходима оптимизация.
Помимо текстовой оптимизации страницы хотелось бы рассмотреть ссылочную массу запросов. Сразу же хочу отметить, что ссылки на данные запросы за рассматриваемый период массово не удалялись, т.е. до и после отмены ссылочного ранжирования количество ссылок колебалось в пределах ±5%.
По ссылочной массе можно заметить:
- разницу в количестве ссылок на запрос;
- разницу в текстах ссылок.
У запросов с отрицательной динамикой доля ссылок с неточными вхождениями и безанкорными текстами была ниже, а от 30% до 60% текстов ссылок имели точное вхождение с разбавлением либо с окружением.
Отметим, что даже без хорошей оптимизации под определённые запросы позиции можно улучшить за счёт грамотной покупки ссылочной массы. Влияние текстов ссылок также подтверждает и тот факт, что например, запросу «теплые брюки женские оптом» соответствует наименьшая доля точных вхождений, а позиции по данному запросу, несмотря на снижение, остались на достаточно высоком уровне (запрос остался в ТОП 10).
Выводы
На основе данных наблюдений можно выделить следующие моменты:
1. Ссылки работают, и это подтверждает тот факт, что даже если ваша целевая страница не оптимизирована под определённый запрос, добиться хороших позиций можно за счёт работы со ссылочной массой, в том числе за счёт работы с текстами ссылок.
2. Более быстрого результата в продвижении можно достичь, работая не только со ссылочной массой, но и улучшая текстовую оптимизацию хотя бы продвигаемых страниц (а лучше — всех): ваши ключевые слова должны быть в тексте целевой страницы, а также в title, keywords, description и заголовках. Несмотря на то, что это прописные истины, некоторые владельцы сайтов ими пренебрегают.
3. Общую оптимизацию сайта никто не отменял, качественные ресурсы в меньшей степени пострадали от «перетасовки» выдачи, поэтому, если вы потеряли позиции, в первую очередь нужно сделать аудит сайта.
4. Если у вас запросы, ведущие на одну и ту же целевую страницу, изменили свои позиции разнопланово, проанализируйте оптимизацию страницы под эти запросы, а также ссылочную массу: возможно, в ссылках на просевшие запросы преобладают определённые виды текстов, которых нет в запросах, у которых все хорошо.
Автор Мария Мосякова, маркетолог холдинга Ingate