Технология «спектр» - это поисковый механизм Яндекса, который позволяет решать проблему неоднозначных запросов.
Данный механизм выдает пользователю результаты, покрывающие целый спектр возможных тем, к которым запрос может иметь отношение (отсюда и название механизма).
«Спектр» работает по следующему алгоритму:
- На первом этапе проводится семантический анализ, на основании которого из запроса выделяются объекты. Все выделенные объекты попадают в те или иные категории.
- На втором этапе для каждой категории выделяются потребности - действия, которые можно осуществлять над объектами.
- Полученные пары «категория-потребность» представляют собой возможные ответы на запрос. Назовем эти пары темами спектра. Например, темами спектра для запроса «гольф» являются: «купить автомобиль», «правила игры» и др. Иными словами, тема спектра — это то, что, возможно, имеет в виду пользователь, вводя запрос. На третьем этапе для каждой темы на основании собранной Яндексом статистики рассчитывается популярность. В итоге в выдаче та или иная тема спектра представляется в объеме, пропорциональном своей популярности.
Более наглядно схема работы «Спектра» отражены на приведенном ниже рисунке:
По словам представителей Яндекса, технология «спектр» производит анализ запросов полностью в автоматическом режиме, т.е. Яндекс автоматически учитывает неологизмы, которые возникают в естественном языке. Например, часто имена нарицательные становятся именами собственными. Или, например, относительно недавно под запросом «мадагаскар», в первую очередь, понимался остров (или одноименное государство), а теперь под этим запросом зачастую имеют в виду мультфильм.
Поисковая система учитывает такие изменения в языке и на данный момент в выдаче по запросу «мадагаскар» присутствуют в равной степени оба значения этого слова. Очень часто одну из тем спектра (как правило, информационную) представляет ресурс Википедия (по тому же запросу «мадагаскар» Википедия занимаем первую позицию). Также было замечено, что иногда информационную часть спектра представляют страницы из социальных сетей, в частности, « ВКонтакте».
Изложенные выше принципы натолкнули нас на мысль провести эксперимент: попробовать продвинуть группу в социальной сети ВКонтакте по коммерческому геонезависимому запросу.
Сам по себе замысел не нов - уже есть удачные примеры реализации подобных идей, но примеры эти выглядят, скорее, как исключение, причина которого - недоработки в формуле ранжирования ПС. Главная цель эксперимента - доказать, что это вовсе не исключение, и приведенные выше аргументы дают основание полагать, что благодаря технологии «Спектр» страницы ВКонтакте можно продвигать целенаправленно.
Итак, задача: продвинуть коммерческий СЧ запрос по региону Москва, используя группу ВКонтакте.
Реализация:
Первый этап
- Была создана группа ВКонтакте (именно группа, а не персональная страница)
- Было произведено наполнение контентом - небольшим информационным текстом (примерно 1000 символов), разъясняющим само понятие, упоминаемое в запросе.
- Дополнительно был размещен коммерческий текст, описывающий предложение конкретных услуг, преимущества компании, инструменты и т.д.
- Были созданы несколько тем для обсуждения, добавлены фотографии с сертификатами и грамотами сотрудников компании, добавлены промо-ролик и аватарка группы.
ПРИМЕЧАНИЕ: Текст для продвигаемой группы не адаптировался под ТОП - ключ был употреблен только в названии группы и несколько раз в описании группы. Также в урле группы латиницей было прописано ключевое слово.
Второй этап
Вначале были приняты меры для ускорения индексации страницы группы в поисковых системах. Следующим шагом стала закупка ссылок на бюджет $3 в нескольких популярных ссылочных агрегаторах, в том числе в системе Rookee.
ПРИМЕЧАНИЕ: Несмотря на авторитетность ресурса, впервые в индекс Яндекса группа попала спустя примерно 1 месяц. Ёще через полтора месяца страница попала в ТОП-50.
Итак, результат за 3 месяца:
Группа по СЧ коммерческому запросу была продвинута в ТОП-20 Яндекса. На данный момент группа занимает 15 место, лучший результат за период продвижения - 11 место. В силу ряда причин авторы статьи оставляют за собой право не раскрывать запрос. В качестве иллюстрации решения аналогичной задачи ниже приведен результат продвижения по НЧ запросу «контекстная реклама в Москве», см. скриншот:
В заключение стоит отметить некоторые особенности поискового продвижения страницы в социальной сети:
• Положительные факторы:
- Продвигается внутренняя страница авторитетного ресурса.
- Не грозит ссылочный взрыв, как следствие, можно с первых дней закупать ссылки для продвижения ключевого запроса.
- Имеется возможность попасть по коммерческому запросу в некоммерческий спектр
• Отрицательные факторы:
- Невозможно предоставить пользователю функционал, доступный на полноценном сайте.
- Ограничена возможность анализа поведения посетителей на страницах группы.
- Социальная сеть «ВКонтакте» не попадает по множеству коммерческих запросов в соответствующие спектры, т.е. не по всем группам запросов можно продвигать страницу.
- Трудно создать большое количество страниц и сделать внутреннюю перелинковку в группе.
- Нужно бороться со спамерами в продвигаемой группе.
- Есть вероятность попасть под санкции со стороны самой соц. сети.
Григорий Михолап, руководитель департамента аналитики