Return on Investment (ROI), или возврат на инвестиции – это один из ключевых показателей, используемых для оценки эффективности вложений. Он помогает предпринимателям и маркетологам малого и среднего бизнеса понять, насколько выгодными оказались их вложения в проекты или маркетинговые кампании. В этой статье мы рассмотрим, что такое ROI, как его рассчитывать простыми словами, зачем это нужно, а также дадим рекомендации по повышению данного показателя и расскажем, как избежать ошибок при его расчете.
Что это такое?
ROI (Return on Investment) – это финансовый коэффициент, который показывает, насколько выгодным оказалось вложение средств в проект. Он выражается в процентах и показывает, насколько эффективно использованы вложенные средства.
Говоря простым языком, РОИ – это показатель, сколько прибыли принес каждый вложенный рубль.
ROI можно использовать:
-
для сравнения эффективности разных проектов, кампаний или активов;
-
оценки того, насколько хорошо окупаются ваши маркетинговые расходы;
-
принятия решений о том, стоит ли инвестировать в новый проект;
-
оценки эффективности работы менеджеров или отделов.
Также при использовании ROI важно иметь в виду его ограничения. ROI не учитывает:
-
риски;
-
временные рамки;
-
качество.
Кроме того, ROI может быть трудно сравнить, если используются разные методы расчета.
Итак, мы разобрались, что такое РОИ, теперь давайте перейдем к основным критериям, которые оказывают на него влияние.
Основные показатели, которые влияют на ROI
Показатели некоторых метрик прямым образом влияют на коэффициент возврата инвестиций.
CTR (Click-Through Rate – коэф. кликабельности). Это процент пользователей, которые кликнули на показанную им рекламу. Этим показателем мы выясняем, насколько эффективен рекламный креатив, как правильно мы подобрали ЦА и насколько хорошо реклама привлекает аудиторию.
Высокий CTR дает большие шансы на то, что по нашей рекламе перейдут на сайт, соцсети или другие точки захвата. Следовательно, будет больше продаж и выше показатель РОИ. Например, рекламу показали 1 тыс. раз – было 50 кликов. Считаем: 50 ÷ 1000 = 0,05. Получается, что CTR равен 5%.
CPC (Cost per Click – стоимость одного клика). С этим показателем можно понять, сколько тратится на каждый клик, что также влияет на то, как считается ROI.
Чем ниже этот показатель, тем ниже затраты на рекламу, а чем дешевле обходится реклама, тем выше у нас ROI, что, в свою очередь, может повысить его. Пример: компания потратила 30 тыс. рублей на продвижение. Было получено 2200 кликов. Получается, что CPC равен: 30 000 ÷ 2200 = 13,6 рубля.
CR (Conversion Rate – коэф. конверсии). Отображает, какой процент аудитории дошли до совершения целевого действия. Сюда может входить оставление заявки, покупка, участие в опросе и т. д. Этот показатель демонстрирует эффективность сайта в превращении посетителей в клиентов. CR всегда включают расчет ROI в маркетинге.
Например, если из 600 кликов по рекламе 30 привели к покупке, то коэффициент конверсии будет: 30 ÷ 600 = 0,05, или 5%.
CPA (Cost per Acquisition – стоимость клиента). Показывает, в какую сумму компании обходится привлечь одного клиента. Показатель подразумевает под собой все расходы, которые мы совершили, чтобы привести потенциального покупателя на наш ресурс и провести его до покупки или другого целевого действия.
Снижение CPA означает уменьшение затрат на выполнение целевого действия. Например, если на рекламу потрачено 30 000 рублей и получено 23 новых клиента, то CPA равен: 30 000 ÷ 23 = 1304 рубля.
AOV (Average Order Value – средний чек). AOV отображает средний уровень стоимости покупок, которые совершает один привлеченный клиент. Так мы узнаем, сколько денег компания обычно получает от одного клиента. Эта информация может сыграть большую роль в маркетинге.
Для повышения среднего чека можно предпринять следующие шаги:
-
проводить акции и специальные предложения, улучшать ценовую политику;
-
развивать кросс-продажи и дополнительные продажи;
-
запускать и продвигать программы лояльности.
Как считать ROI самостоятельно
Чтобы грамотно сделать просчет коэффициент ROI самостоятельно, необходимо учесть некоторые важные моменты:
-
учитывайте факторы, которые влияют на показатели. Помните, что сезонность, активность конкурентов, праздники и т. п. – все это серьезно влияет на получаемую прибыль. При грамотных расчетах вы будете видеть динамику и научитесь прогнозировать изменения показателей, а также определять, по какой причине они происходят;
-
ориентируйтесь на полный цикл продаж. Если у компании долгий цикл продаж (например, в недвижимости), то считать необходимо ROI по всему периоду сделки. Начиная от первого контакта и заканчивая заключением сделки;
-
правильно считайте доходы и расходы. Поначалу предприниматели совершают одну грубую ошибку – либо игнорируют часть затрат, либо, наоборот, вносят все подряд, даже то, что не относится к расчету.
Для ROI формула расчета выглядит следующим образом:
ROI = (чистая прибыль ÷ инвестиционные затраты) × 100
Где:
-
чистая прибыль – это прибыль, полученная от инвестиций после вычета всех связанных с ними расходов;
-
инвестиционные затраты – это первоначальные вложения, сделанные для реализации проекта или кампании.
Как считать ROI: допустим, компания реализовала 1 тыс. товаров по 5 тыс. рублей за единицу. Себестоимость единицы товара, предположим, 2 тыс. рублей. Расходы на маркетинг и рекламу составили 200 тыс. рублей.
Формула РОИ:
ROI = (((1,000 × 5,000) − (1,000 × 2,000) + 200,000) ÷ (1,000 × 2,000 + 200,000)) × 100 = ((5,000,000 − 2,200,000) ÷ 2,200,000) × 100 = 127 %
Получается, ROI равен 127 %. То есть вложения окупились на 127 %.
Зачем рассчитывать ROI?
Рассчитывать этот показатель важно по нескольким причинам:
-
Оценка эффективности. ROI позволяет оценить, насколько эффективно используются ресурсы компании и насколько оправданы инвестиции.
-
Сравнение проектов. С помощью ROI можно сравнить разные проекты или маркетинговые кампании и выбрать наиболее прибыльные.
-
Принятие решений. ROI помогает принимать обоснованные решения о продолжении, изменении или прекращении финансирования определенных направлений.
-
Контроль затрат. Регулярный расчет ROI позволяет контролировать затраты и оперативно реагировать на изменения.
Другие важные метрики. ROMI и ROAS
Расчет ROI важен, но также в маркетинге часто используются другие показатели, такие как ROMI (Return on Marketing Investment) и ROAS (Return on Advertising Spend).
-
ROMI. ROMI (возврат вложений в рекламу) – показатель, который измеряет эффективность маркетинговых вложений.
-
ROAS. ROAS (возврат на рекламные расходы) – это показатель, который измеряет доход, полученный от рекламных затрат.
Пример: компания вложила 1 000 000 рублей в маркетинговую кампанию и получила доход в размере 8 000 000 рублей.
Cчитаем:
ROMI = ((8 000 000 − 1 000 000) ÷ 1 000 000) × 100 = 700 %
Если ROMI выходит 700 %, то можно сделать вывод, что каждый рубль, который вкладывался в рекламу, принес 7 рублей прибыли.
Пример: было вложено 400 000 рублей в таргетинг, и в результате получен доход в размере 900 000 рублей.
Cчитаем:
ROAS = (900 000 ÷ 400 000) × 100 = 225 %
ROAS вышел 225 %. Значит, вкладывая в таргетинг 1 рубль бюджета, мы получим на выходе 2,25 рубля дохода.
Зачем бизнесу нужны эти метрики?
Отслеживание ROI проекта, ROMI и ROAS помогает бизнесу в следующих аспектах:
-
Эффективность маркетинга. Понимание, какие маркетинговые кампании приносят наибольшую прибыль, позволяет направлять бюджеты более рационально.
-
Оптимизация затрат. Эти метрики помогают выявить неэффективные расходы и оптимизировать затраты.
-
Принятие решений. На основе данных ROI, ROMI и ROAS можно принимать обоснованные решения о продолжении, изменении или прекращении различных маркетинговых активностей.
-
Оценка рентабельности. Метрики помогают оценить общую рентабельность бизнеса и выявить наиболее прибыльные направления.
Полезные инструменты для работы с ROI
Конечно, вручную отслеживать все показатели и высчитывать ROI, ROMI и ROAS практически невозможно в современных условиях. Слишком много рекламных каналов и источников трафика, которые 24/7 генерируют заявки. Однако есть сервисы, которые существенно облегчают задачу тем, кто хочет разобраться, как посчитать ROI в рекламе.
Вот несколько из них:
-
Google Analytics. Бесплатный инструмент для анализа веб-трафика, который позволяет отслеживать поведение пользователей и эффективность рекламных кампаний;
-
Bitrix24. CRM-платформа, которая помогает оцифровать бизнес и посчитать метрику ROI;
-
KISSmetrics. Инструмент для аналитики, который помогает отслеживать поведение клиентов и оценивать эффективность маркетинговых стратегий
-
Яндекс Директ. Рекламная платформа от Яндекс, которая содержит подробную статистику по рекламным кампаниям.
Как повысить ROI?
Для этого требуется стратегический подход и внимательный анализ всех аспектов бизнеса. Существуют несколько методов и практик, которые помогут увеличить возврат на инвестиции. Способы повышения ROI:
-
оптимизация затрат. Сокращение издержек и оптимизация процессов могут существенно увеличить чистую прибыль. Важно анализировать все статьи расходов и искать возможности для их уменьшения;
-
увеличение доходов. Разработка новых продуктов и услуг, улучшение маркетинговых стратегий и расширение клиентской базы помогут увеличить доходы компании;
-
использование современных технологий. Автоматизация процессов, внедрение современных ИТ-решений и использование аналитики данных позволят повысить эффективность и снизить затраты;
-
эффективное управление проектами. Четкое планирование, контроль и управление проектами помогут минимизировать риски и обеспечить достижение поставленных целей;
-
инвестиции в обучение персонала. Квалифицированный и мотивированный персонал способен работать более эффективно, что в конечном итоге повышает ROI.
Ошибки при расчете
Рассчитывая ROI, многие компании сталкиваются с искажением реальных результатов, что приводит к неправильным выводам. Частые ошибки:
-
частичное игнорирование затрат. Иногда при расчете не учитываются все расходы, связанные с проектом, например косвенные затраты, административные или на обучение персонала;
-
неправильное определение прибыли. Важно правильно учитывать все доходы, связанные с инвестициями, включая долгосрочные выгоды и прирост стоимости активов;
-
неучет временного фактора. ROI не учитывает временной фактор, поэтому инвестиции с разными сроками окупаемости могут давать искаженные результаты. Для этого может использоваться показатель NPV (Net Present Value);
-
отсутствие регулярного пересмотра. Рынок и бизнес-условия меняются, поэтому расчет должен проводиться регулярно, чтобы получать актуальные данные.
Когда ROI сложно посчитать?
Хотя ROI – это финансовый показатель, который важно знать для оценки эффективности вложений, он не всегда подходит для всех ситуаций. Есть случаи, когда расчт РОИ не дает точных данных, а только искажает картину.
-
Длинный цикл сделки. В ситуациях с продажей премиум-товаров или дорогостоящих услуг процесс сделки может занимать длительное время и включать множество этапов. Это особенно актуально для B2B-сферы, где принятие решений может растягиваться на недели, месяцы или даже годы. В таких условиях ориентация только на ROI становится неэффективной. Например, в одном периоде может быть значительное вложение в маркетинг, но почти полное отсутствие сделок, что покажет убыточность. В другом периоде минимальные вложения могут сопровождаться значительным доходом, указывая на прибыль. Однако именно те «убыточные» мероприятия могли стимулировать продажи в будущем, поэтому такие маркетинговые действия нельзя прекращать, основываясь только на текущем ROI.
-
Работа на сложных рынках. Некоторые рынки работают с серьезными колебаниями среднего чека, из-за чего рентабельность инвестиций ROI сложно посчитать. Например, покупатель в одном месте приобретает товар на 3 тыс. рублей, а в другом – на 50 тыс. рублей. Также часто бывает, когда клиенты делают множественные дополнительные покупки или замену товаров. Так появляются большие колебания в статистиках, где РОИ постоянно меняется от убытка до прибыли и наоборот. Конечно, в таких условиях сложно делать однозначную оценку рентабельности. Это характерно для сферы производства оборудования, строительных компаний, а также сложных продуктов, которые подразумевают цикл сделки в большое количество касаний.
- Отсутствие денежных целей. Если основная цель компании не получение прибыли, а, например, повышение узнаваемости бренда или формирование лояльного сообщества, то расчет ROI становится неприменимым. В этом случае, несмотря на значительные затраты на мероприятия и акции, отсутствие прямого дохода покажет отрицательный ROI. Тем не менее такие кампании могут быть успешными с точки зрения долгосрочной стратегии, и их эффективность следует оценивать по другим метрикам, таким как вовлеченность аудитории или уровень лояльности клиентов.
- Зависимость продаж от иных условий. Сфера обслуживания также тяжело просчитывается, так как на показатели влияет сервис, как работают сотрудники, администраторы и менеджеры. Также тут большая зависимость от сезонности и праздников. Предположим, что в офисе работает два продавца-консультанта. Допустим, что общие затраты на привлечение клиентов и иные расходы никак не меняются. Однако первый консультант, проработав один месяц, выдал высокие показатели эффективности, так как быстро реагировал на запросы, внимательно относился к клиентам. Результат – высокий ROI, то есть показатель эффективности. В другой месяц уже работал другой консультант и выполнял свои задачи неэффективно, и ROI оказался низким. Таким образом, при работе двух менеджеров одновременно ROI может значительно варьироваться в зависимости от качества их работы.
Заключение
Надеемся, что наш подробный гайд помог разобраться, что такое РОИ в бизнесе, и он поможет в принятии обоснованных бизнес-решений. Этот показатель поможет определить, насколько успешно используются ресурсы компании и какие направления требуют улучшений. Понимание формулы расчета, знание отраслевых стандартов и избегание распространенных ошибок – все это необходимо для эффективного использования этой метрики.
Читайте также
Как искать проблемы продукта и находить точки роста для бизнеса? Рассказывают эксперты