
SEO традиционно хоронят на каждой конференции.
В этом году крики о том, что «
На фоне упаднических настроений все чаще слышатся кричалки об SMM. Пока от SMM больше дыма, чем пламени. Но бывает ли дым без огня?
Обитая где-то около фронта боевых действий, спешу поделиться ценными сведениями о восхождении новой услуги - SMM.
Утром - деньги, вечером - стулья.
Классический рынок рекламы укладывается примерно в следующую схему:
1. Владелец бизнеса берет рекламную площадь в аренду
- рекламный щит (билборд)
- радио и телеканал (рекламный блок)
- рекламный разворот в бумажных СМИ
- прочая макулатура
2. У каждой рекламной площади есть свои характеристики (на основе исследований сторонних маркетинговых центров и прочих шарлатанов)
- Пол
- Возраст
- Охват аудитории
- Регион
- И прочие социально-демографические данные
3. После окончания аренды владелец бизнеса может оценить эффективность проведенной рекламной кампании, купив услуги все тех же сторонних маркетинговых центров.
Это просто и понятно, не нужно даже напрягаться и анализировать что-то (да и как анализировать?). Открою небольшой секрет - вся рекламная отрасль в России жила по этой схеме и прекрасно себя чувствовала... до появления интернета.
Третья волна - кто устоит?
ТВ, радио, газеты и журналы - это традиционные СМИ, которые живут за счет сдачи рекламных площадей в аренду. Особняком стоит наружная реклама, эффективность которой практически равна нулю, но почему-то площади постоянно в дефиците.
Сфера посредников между собственниками бизнеса и владельцами рекламных площадей весьма обширна:
- РА полного и неполного цикла
- Типографии
- Видеостудии (продакшн)
- Маркетинговые и PR агентства
- Креативные студии
Условно всех этих людей можно разбить на два лагеря: креативщики и технологи. Не буду вдаваться в детальный анализ, но очень рекомендую порефлексировать на эту тему самостоятельно.
Интернет возник совершенно недавно, для ровного счета - 10 лет назад. На заре становления интернет не представлял коммерческого интереса. Но по мере роста аудитории, росли и рекламные возможности нового канала. Стали появляться крупные рекламные площади.
В Интернет сунулись вначале традиционные рекламщики (креативщики), открыв для себя такой понятный формат, как баннерная реклама. На этом они и успокоились. Потом туда залезли вместе с ногами технически подкованные люди (технологи), которые стали делать сайты и нарушать лицензии поисковых систем. Технари надолго заняли интернет.
Развитие рекламы в рунете можно представить в виде волн, которые периодически накатывают и спадают:
- Баннерная реклама
- SEO
- SMM?
Блицкриг новых медиа SMM - маркетинг в социальных сетях.
Здесь неизбежен краткий ликбез:
1. Маркетинг - это искусство и наука правильно выбирать целевой рынок, привлекать, сохранять и наращивать количество потребителей посредством создания у покупателя уверенности, что он представляет собой наивысшую ценность для компании, а также «упорядоченный и целенаправленный процесс осознания проблем потребителей и регулирования рыночной деятельности» (Филипп Котлер).
2. Социальные сети (социальные медиа) - интерактивный многопользовательский веб-сайт, пользователи которого наполняют его контентом и имеют возможность общаться друг с другом.
По сути,
У социальных сетей есть преимущества, которые делают их крайне привлекательными для традиционных рекламщиков:
- Гигантский охват аудитории
- Гибкие возможности таргетинга
- Измеримость результата
- Привычность формата
- Эффективность (читай - дёшево)
Аудитория социальных медиа сопоставима с аудиторией крупного телеканала. А набор параметров для таргетинга поражает воображение. Помножим все это на низкую стоимость и получим гремучий коктейль, который должен попробовать любой более или менее крупный бренд. Но есть и большой пласт аналитической работы, которую не привыкли делать рекламщики. Так же требуются компетенции в области социальной инженерии, управлении сообществом, созданию и посеву медиа вирусов и т.д. Что могут социальные сети предложить брендам?
- Анализ эффективности проведения рекламных кампаний
- Конкурентная и отраслевая разведка (сбор информации)
- Информирование рынка (построение бренд-платформы)
- Репутационный менеджмент (мониторинг упоминаний бренда)
- Продвижение бренда/товара (реклама и PR)
- Проведение маркетинговых исследований
- Поиск сотрудников
Не так уж мало - без маркетинга в этих дебрях не протоптать дорожку. Поэтому, в новых медиа старые подходы не работают. Здесь работает только маркетинг в сумме с технологиями помноженный на опыт и социальную инженерию.
Хорошо в деревне летом
Отечественный рынок традиционно отстает от западного на пару-тройку лет. SMM рынок в России стал формироваться вокруг медиа-вирусов буквально пару лет назад. Креативные агентства накапливали опыт, оттачивали свои знания в области социальной инженерии, постепенно формируя новые потребности у своих клиентов. В прошлом году рынок SMM сделал ряд громких заявлений о себе:
- Запуск API ЯППБ (2009г.). Формирование и развитие сервисов на их основе (достигли половозрелого возраста к концу 2010г.);
- Конференция i-COMference, которая объединила i-СМИ и i-Community;
- Разработка и внедрение SMM услуг агентствами (построение бренд-платформы, мониторинг упоминания бренда и т.д.).
Сейчас, когда аудитория социальных сетей стала привлекательна для традиционных рекламщиков, когда специалисты по креативу и рекламным технологиям получили понятные инструменты работы с социальными медиа, когда появились специалисты с критической массой позитивных и негативных кейсов за пазухой — именно сейчас зарождается большой бум на SMM услуги.
И поверьте, этот рынок будет гораздо больше и интереснее, чем рынок интернет рекламы...
Юра Смагин, маркетолог ROOKEE