Краткая инструкция к сервису
«Тренды» Яндекса работают по такому алгоритму. Сначала происходит выбор точки, с которой начинается отсчёт. Следующий этап — нормирование данных и их сравнение между собой для вашего ресурса и похожих. Под словом «похожие» в этом случае подразумеваются сайты с такими свойствами:
-
задачи, которые они решают для пользователя, схожи;
-
их можно сопоставить по размерам;
-
формирование происходит автоматически;
-
обновление регулярное.
Определять, какие из сайтов похожи на ваш, и добавлять их самостоятельно система не позволяет. Нельзя и проверить, с кем вас сравнили.
В чём задумка
Основная идея «Трендов» состоит в том, чтобы определить, меняется ли трафик при изменениях, которые происходят на вашем веб-ресурсе, в сравнении с конкурирующими сайтами. Этот сервис позволяет узнать, как развиваются конкуренты на вашем фоне. Но, допустим, мы воспринимаем выданный системой график как сигнал о том, что с нашим ресурсом что-то не так, поскольку схожие сайты улучшают свои позиции, а наш нет. Как выявить и устранить ошибки, если нет данных о том, какие конкурирующие сайты сравниваются, и невозможно проанализировать, в чём их преимущества?
Пример № 1
Конкурент мог расширить ассортимент, например добавить аксессуары, и в результате у него будет рост, а у вас нет. Но это совсем не говорит об ухудшении оптимизации вашего сайта, падении качества контента или неудобстве ресурса. Допустим, вы получили сигнал о том, что у конкурентов наблюдается рост, и предположили, что они поработали эффективнее. Но поисковый оптимизатор практически никогда не может воздействовать на бизнес своего клиента. Внедрить техническое задание — это уже достижение. А трансформация бизнес-процессов и внесение изменений в ассортимент — другое дело, не имеющее отношения к традиционным функциям «Вебмастера» от Яндекса.
Вывод
Таким образом, можно сделать вывод о том, что «Тренды» представляют собой даже не инструмент оценки качества оптимизации ресурса, а средство для оценивания бизнеса по неизвестным критериям в сравнении с неизвестными (постоянно меняющимися) схожими сайтами.
Пример № 2
Ваш веб-ресурс вырос выше тренда и попал в следующую группу, и теперь на фоне конкурентов рост стал хуже. При этом ни сам сайт, ни ваша работа над ним не ухудшились. Если бы вы владели футбольной командой, которая перешла в Высшую лигу, вы бы ориентировались в стандартах её оценки. Но когда дело касается интернет-ресурса, непонятно, с кем и как вас сравнивают.
Вывод
Таким образом, в «Трендах» нет постоянных составляющих. На вашем сайте происходят какие-то изменения, у конкурентов также что-то меняется. В результате в одном месяце вы можете расти лучше похожих сайтов, а уже в следующем месяце ваш ресурс хуже, но уже в сравнении с другим набором конкурентов.
Как это не работает на примере футбола
Очень показателен пример с двумя спортивными сайтами, один из которых посвящён спорту в целом, а второй — исключительно футболу. С точки зрения «Трендов» эти ресурсы похожи. Сходство действительно есть, но упущен тот момент, что во время Олимпиады общеспортивный сайт будет демонстрировать активный рост, а футбольный — нет. Поэтому сравнивать их неправильно. Это не было бы проблемой, если бы предоставлялась возможность получить информацию о перечне похожих сайтов, но по одному только графику нельзя определить, в чём проблема вашего ресурса.
Итак, почему бы Яндексу не сделать информацию о похожих сайтах открытой. Этого будет достаточно, чтобы инструмент заработал.