Язык поисковых запросов Яндекса

Поиск нужной информации в Сети не такой легкий процесс, как может показаться на первый взгляд. Поисковые системы с каждым годом «умнеют», но пока еще читать мысли пользователей они не научились.

Например, получая запрос «наполеон», «Яндекс» не знает, что именно интересует пользователя: историческая личность и его биография, рецепт торта или вообще разновидность установки гриль. Это всего лишь одно слово, имеющее множество значений.

Чтобы на странице результатов выдачи отображались правильные сайты, необходимо уточнять свой запрос, конкретизировать его. И для этого существует язык поисковых запросов «Яндекса». О том, что это такое и как им пользоваться, мы поговорим далее.

Операторы «Яндекса»

Поисковый язык «Яндекса» – это набор специальных инструментов (операторов), позволяющих уточнить запрос пользователя, сделать его более конкретизированным и направленным на определенную категорию данных.

В результате в выдаче нет лишних ссылок и документов, что значительно облегчает процесс поиска нужной информации.

Все операторы делятся на две группы:

  1. Простые – представлены в виде знаков препинаний и спецсимволов.
  2. Документные (или сложные) – представлены в виде вспомогательных слов.

К простым относятся:

  • + (плюс);
  • - (минус);
  • ! (восклицательный знак);
  • “ “ (кавычки);
  • [] (квадратные скобки);
  • * (звездочка);
  • | (прямая черта).

Обратите внимание, что больше не работают следующие операторы: тильда «~», скобки «()», одинарный «&» и двойной and «&&», двойной знак меньше «< < » и двойной восклицательный знак «!!».

К документным относятся:

  • url,
  • site,
  • domain,
  • host,
  • rhost,
  • mime,
  • lang,
  • date.

К документным операторам в конце всегда добавляется двоеточие («url:», «site:», «domain:» и т. д.), после чего указывается его значение.

На сегодняшний день это все работающие «помощники». Далее мы рассмотрим каждый из них более детально: какое значение имеют, как влияют на выдачу и как их применять.

+ (плюс)

Чтобы поисковая система искала только те страницы, которые обязательно содержат то или иное ключевое слово (предлог), необходимо поставить перед ним знак +. В одном запросе может быть использовано сразу несколько плюсов.

Остальные (неотмеченные) слова не всегда будут содержаться на страницах в выдаче.

Примеры:

  • как найти объем тетраэдра +по +координатам +вершин;
  • синдром +педжета-шреттера.

- (минус)

В синтаксисе поисковых запросов «Яндекса» есть и знак исключения – минус. То есть вместо того, чтобы отметить интересующее слово, пользователь может отметить то, что его не интересует. Следовательно, поисковик будет исключать сайты с указанным ключевиком.

Вернемся к самому первому примеру данной статьи – к наполеону. Допустим, нас интересует именно рецепт торта. Чтобы исключить из выдачи все лишнее, достаточно дописать два слова со знаком минус:

  • наполеон -бонапарт -гриль.

В результате мы увидим только рецепты торта, хотя само слово «торт» не было употреблено.

Вот еще пара примеров применения данного оператора:

  • купить акустику -sven –microlab;
  • новости криптовалюты -биткоин.

! (восклицательный знак)

По умолчанию поисковая система ищет совпадения в любой морфологической форме (падеж, род, число, склонение и т. д.). Чтобы этого не происходило и словоформа сохранялась в заданном виде, необходимо поставить восклицательный знак перед словом.

Например:

  • девушка +в !белом !платье;
  • ТОП !краудфандинговых !бирж.

“ “ (кавычки)

Кавычки применяются тогда, когда необходимо найти точное совпадение фразы. Зачастую используются для поиска первоисточника по отрывку текста.

Например:

  • “Базаров поморщился. В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного”;
  • “первая причина развития хронического бронхита”.

[ ] (квадратные скобки)

Данный оператор языка поисковых запросов «Яндекса» позволяет сохранить порядок слов. То есть в результатах будут показаны только те площадки, где ключевые слова употреблены в точно таком же порядке.

Наиболее часто используется в географических запросах, где важно зафиксировать направление. Например, поиск билетов в одну сторону, но не в другую:

  • купить билеты [Москва Питер];
  • билеты на поезд [Воронеж Москва].

* (звездочка)

Наличие звездочки в запросе свидетельствует о пропущенном слове, которое необходимо найти поисковику. Если пользователь не помнит часть цитаты, он может заменить ее звездочкой (сколько пропущено слов столько и символов *).

Важно! Применяется только в сочетании с кавычками.

Примеры:

  • “лучше * в руках чем * в небе”;
  • “небоскреб бурдж-халифа высота * метров”.

| (прямая черта)

Прямая черта эквивалентна союзу «или». Она применяется, когда необходимо найти совпадения хотя бы по одному из перечисленных ключевых слов.

Например:

  • iphone 8 | iphone 8s | iphone 8plus;
  • кино | фильмы | сериалы.

Таким образом, если на сайте содержится хотя бы один из ключей, он попадет в выдачу.

url

Данный документный оператор позволяет осуществить поиск среди страниц, которые имеют указанный URL-адрес. Часть адреса при этом можно заменить символом *, что означает, что эта часть может изменяться.

То есть мы даем прямую подсказку «Яндексу», где именно нужно искать.

Например:

  • математический анализ url:ru.wikipedia.org/wiki/*;
  • смарт-ссылки url:rookee.ru/learn/*.

site

Данный оператор аналогичен предыдущему, только поиск будет осуществляться не в определенном разделе, а по всему сайту (включая все поддомены и веб-страницы).

Допустим, у нас есть любимый ресурс, и мы хотим в первую очередь поискать информацию на нем. Тогда пишем:

  • site:econet.ru рецепт фондю из сыра;
  • как заключить договор купли-продажи авто site:ru.wikihow.com.

domain

Позволяет отфильтровать выдачу по доменной зоне веб-страниц.

То есть если, допустим, вам необходимо найти информацию на сайтах с доменом .ru, пишите «domain:ru». Ресурсы, заканчивающиеся на .com, .ua, .net и др. показаны не будут.

Примеры:

  • как прошли выборы в Украине 2019 domain:ua;
  • МГУ факультеты и специальности domain:edu.

host (rhost)

Два аналогичных по значению оператора – «host:» и «rhost:» – позволяют искать информацию на страницах, размещенных на указанном хосте.

Результат идентичен «url:», если задано имя хоста. Также можно дополнительно использовать *.

«host:» – запись осуществляется от домена нижнего уровня к домену верхнего уровня. Например:

  • поисковая система host: www.google.*;
  • поисковое продвижение host:rookee.ru.

«rhost:» – запись от домена верхнего уровня к нижнему. Например:

  • сервис яндекса rhost:ru.yandex.*;
  • новости rhost:com.livejournal.*.

mime

Язык запросов «Яндекса» также позволяет фильтровать выдачу по формату найденных документов (doc, pdf, rtf и др.). Делается это с помощью оператора «mime:». Достаточно добавить его к запросу и указать требуемый формат. Всё несоответствующее показано не будет.

Например:

  • планировка студии mime:pdf;
  • инфляция в россии 2018 mime:doc.

lang

Если необходимо найти сайты на определенном языке, данный «помощник» позволит это сделать. Сегодня «Яндекс» поддерживает следующие языки: ru (русский), uk (украинский), kk (казахский), be (белорусский), tt (татарский), en (английский), de (немецкий), fr (французский), tr (турецкий).

Примеры использования:

  • mobile-first index lang:en;
  • трудовой кодекс рф 2019 lang:ru.

date

Оператор «date:» позволяет отфильтровать выдачу в соответствии с указанной датой. Причем искать можно материалы, опубликованные как в конкретный день/месяц/год, так и за определенный интервал времени:

  • date:ГГГГММДД – в указанный день;
  • date:ГГГГММ* – месяц;
  • date:ГГГГ* – год;
  • date:ГГГГММДД..ГГГГММДД – в промежутке;
  • date:>ГГГГММДД – после (или до) указанной даты (можно использовать: >, >=, < , < =).

Например:

  • новости date:20190401..20190420;
  • топ сервисы для покупки ссылок date:>20190101.

Язык поисковых запросов «Яндекса» – это большой перечень различных «помощников», у каждого из которых есть свое предназначение. Возможно, некоторые из них вам никогда не пригодятся, но если хотя бы один упростит вам процесс поиска информации в Сети, эта статья была написана не зря.

Используйте вышеописанные операторы в своей работе. Не забывайте также и о других полезных инструментах «Яндекса»: расширенный поиск (настройка фильтров для лучшего результата), персональный поиск (когда система запоминает предпочтения авторизованных пользователей), поисковые подсказки и др.

(Голосов: 39, Рейтинг: 4.64)