Управление онлайн-репутацией — это меры, которые бренд принимает для укрепления имиджа, формирования доверия у целевой аудитории и, как следствие, повышения конверсии на всех этапах воронки продаж. Сюда входят многие направления: SMM, работа с отзывами, SERM, контент-маркетинг и т.д.. Всё это укрепляет связь бренда с аудиторией и стимулирует повторные продажи, поэтому PR — обязательная часть успешной маркетинговой стратегии.
Но как правильно подступиться к управлению репутацией? Когда бренду нужно добавить ее в список обязательных активностей и как потом измерять эффективность проведенной работы? Именно об этом команда сервиса Rookee спросила экспертов в области репутации и маркетинга.
В какой момент бренду следует заняться управлением онлайн-репутацией и почему?
Существует расхожее заблуждение, что помощь PR-специалиста становится нужна, когда репутационные потери уже произошли. Однако эксперты сходятся во мнении, что это вовсе не так:
Чаще всего, конечно, работа [с репутацией] стартует именно в тот момент, когда вокруг бренда уже слишком много негатива. Однако репутация рождается одновременно с брендом, и чем раньше вы начнете ею заниматься, тем лучше.
На первых порах окружающее вас информационное поле пусто. Это особый момент, когда только от вас зависит, чем оно наполнится с самого начала — позитивом или негативом. Вовлекать аудиторию, строить позиционирование, удобрять будущее поле всегда легче, чем корректировать уже сложившуюся репутацию.
Олеся Наумчик, руководитель группы проект-менеджеров Markway:
Выстроить правильную стратегию по управлению репутацией в начале пути всегда проще, чем уже по факту столкнуться с имиджевыми потерями. Если у вас есть 100 положительных отзывов, один разгромный обзор ничего не поменяет. Но он может стать реальной проблемой, если других отзывов нет или совсем мало. К тому же, заранее подготовить репутационную подушку безопасности попросту дешевле, чем с нуля останавливать снежный ком из массового негатива.
Если же вы уже столкнулись с репутационным кризисом, не переживайте. При грамотной работе над ошибками покупатель готов понять, простить и вернуться. Главное — не бросать общественное мнение на самотек и управлять клиентской лояльностью здесь и сейчас.
Елена Петрякова, PR-директор Sendsay:
К профессионалу по управлению репутацией лучше обращаться до того, как в нем появилась острая необходимость. Если вы понимаете, что такой специалист вам срочно нужен, значит, у вас уже проблемы:
О вас или о вашей компании пишут негативные отзывы.
Еще хуже — о вас давно вообще ничего не пишут.
Вы столкнулись с кризисом или скандалом, связанным с вашим продуктом или сотрудниками.
Упала узнаваемость вашего бренда и все, что вы видите в сети — это позитивное упоминание ваших конкурентов.
Стратегия по формированию и управлению репутацией должна идти параллельно бизнес-стратегии компании или продукта, а не врываться, когда уже нужно что-то исправлять.
Также Елена Петрякова поделилась списком признаков того, что вам точно нужна помощь специалиста по управлению репутацией:
-
Наличие многочисленных негативных отзывов, комментариев или обзоров о бренде в сети
-
Кризисная ситуация в компании, которая вылилась в сеть
-
Стагнация в развитии бренда и низкая узнаваемость бренда
-
Стабильно понижающийся ROI
-
Очень низкая цитируемость в СМИ и соцсетях
-
Планирование выхода на новый рынок
-
Неспособность отслеживать все упоминания бренда в сети
-
Непонимание принципов работы и управления онлайн-репутацией и т. д.
Еще больше мнений экспертов: специалисты по репутационному маркетингу рассказали, из чего складывается онлайн-имидж бренда и к каким трендам стоит присмотреться в этом году.
Как измерить эффективность работы по управлению онлайн-репутацией?
Маркетологам, как правило, нужны конкретные измеримые данные для отчетов по использованному бюджету. А владельцам бизнеса нужно четкое понимание достигнутых результатов и целесообразности вложений. Какие показатели можно использовать при работе над онлайн-имиджем бренда? Эксперты дали свои рекомендации:
Количественные показатели
Елена Петрякова, PR-директор Sendsay:
Не существует универсального подхода к измерению эффективности онлайн-репутации. Вы должны сами определить KPI, которые наиболее точно отражают ваши цели по управлению репутацией, и подобрать максимально эффективные инструменты и отслеживать правильные показатели.
Обычно выделяют количественные — объем упоминаний, тональность упоминаний, рейтинг онлайн-отзывов, динамика трафика на сайт, ROI и т. д. И качественные — уровень вовлеченности, качество отзывов, позиционирование бренда, уровень лояльности клиентов, экспертные мнения и т. д.
Анна Клименко, специалист ORM SERM компании Ingate:
Соотношение отрицательных и положительных упоминаний в информационном пространстве и рост данных упоминаний. Рассматривайте сайты, где оставляют отзывы, поисковую выдачу, Telegram, VK и т.д.
Мы предлагаем использовать простые и понятные метрики для измерения репутации. Вот несколько из них:
Количество и тональность упоминаний
Рейтинги
Индекс лояльности
NPS — позволяет оценить готовность людей посоветовать ваш бренд друзьям
EX-индекс (разработка агентства MRF) — позволяет оценить репутацию компании в поисковой выдачи
Динамика
Анна Клименко, специалист ORM SERM компании Ingate:
На старте работ необходимо выделить ключевые площадки, например Я.Карты, 2ГИС и Отзовик. Далее обязательно проводится прогноз по росту рейтинга — вот как раз по этим показателям можно оценивать успех проекта. Вы знаете, какой на старте был процент негатива и позитива, далее смотрите динамику по ключевым точкам проекта.
Важно отметить, что если рейтинг снижается — соответственно, произошел рост отрицательных отзывов, которые нужно проанализировать для формирования последующих мероприятий.
Екатерина Хиндикайнен, директор по продуктовому развитию Rookee:
Нужно оценить стартовое состояние репутации. Запишите все площадки, с которыми работаете или хотите работать, и ключевые данные по ним:
актуальные рейтинги на выбранных площадках,
регулярность отзывов (например, 10 отзывов в месяц),
соотношение тональности отзывов в процентах (например, 70% позитива, 30% негатива).
Через определённое время со старта репутационной кампании, например, через месяц, измерьте все те же показатели и сравните их с тем, что было раньше.
Елена Петрякова, PR-директор Sendsay:
Я бы порекомендовала прежде всего обратить внимание на изменение количества упоминаний бренда в СМИ, социальных сетях, на форумах и профильных онлайн-площадках до и после начала работ над онлайн-репутацией. И, следом, сравнить изменение тональности упоминаний бренда (позитивное-нейтральное-негативное) в отрезке определенного времени.
Если количество упоминаний выросло параллельно с позитивно изменившейся тональностью имиджа бренда — это показатель эффективно проведенной репутационной кампании. А если позитивная тональность упоминаний бренда выросла, то, скорее всего, вырос и показатель вовлеченности в социальных сетях. Все эти показатели можно отследить, например, в Медиалогии, Google Alerts или Brand24.
Рентабельность
Екатерина Хиндикайнен, директор по продуктовому развитию Rookee:
Как правило, затраты на управление репутацией всегда окупаются. Точно посчитать возврат от вложений в репутацию сложно, но есть способы примерно оценить рентабельность PR-деятельности:
За основу берём исследования, которые говорят, что каждая звёздочка рейтинга повышает продажи в среднем на 9%. То есть, если ваш средний рейтинг по всем целевым площадкам вырос или упал, можно с помощью простой формулы посчитать, сколько денег вам стоила каждая звездочка:
Средняя выручка за месяц * 0,09 = сумма, которую вы заработали или потеряли.
Эту же формулу можно использовать для сопоставления затрат на репутацию с полученной прибылью.
Можно проанализировать, как со старта PR-кампании изменились показатели CTR в контекстной рекламе и органическом поиске, а также на других площадках, где виден рейтинг (например, в онлайн-картах), и оценить, как это сказалось на прибыли.
Также можно проверить, например, стало ли больше повторных продаж, или выросло ли среднее количество заказов в месяц, и проанализировать другие показатели, влияющие на прибыль компании.
Елена Петрякова, PR-директор Sendsay:
Оценивайте, как упоминания вашего бренда влияют на количество переходов на ваш сайт и другие конверсионные действия. Обычно это бывает сложно отследить и соотнести, однако в рамках PR-кампании (в коротком временном отрезке, две–три недели) можно увидеть воздействие на поведение вашей аудитории, так как в результате грамотно проведенной кампании должны увеличиться поисковые запросы на бренд и переходы на сайт тоже.
Помните: управление онлайн-репутацией — это долгосрочный процесс. Невозможно добиться мгновенных результатов. Нужно постоянно работать над улучшением своей репутации. А если ваш продукт или услуга низкого качества, то ничто и никто не заставит вашего клиента стать лояльным.
Резюмируем
Начинать работу над репутацией лучше как можно раньше: это проще и выгоднее, чем пустить формирование имиджа на самотек и впоследствии исправлять низкий рейтинг организации.
Оценивать результаты работы над репутацией можно с помощью:
-
Измеримых показателей, которые вы можете выбрать в зависимости от своих целей. Например, это могут количество и тональность упоминаний, рейтинг на онлайн-площадках, ROI, NPS и другие.
-
Динамики изменений репутации с начала работы, а также из месяца в месяц.
-
Рентабельности, которую можно измерять в количестве новых конверсионных действий и их влиянии на прибыль компании.
Еще больше мнений экспертов: специалисты по репутационному маркетингу рассказали, из чего складывается онлайн-имидж бренда и к каким трендам стоит присмотреться в этом году.