Проблема фальшивых отзывов в интернете появилась давно, причем ее истоки имеют интересный характер. Дело в том, что хорошее качество и сервис клиенты, как правило, воспринимают как должное, поэтому не считают нужным тратить время на написание положительных отзывов. Но если во взаимодействии с бизнесом хоть что-то не устроило, то распространение негативной реакции — это дело чести. Такая ситуация привела к тому, что бизнесмены самостоятельно стали заказывать у копирайтеров написание и публикацию положительных отзывов. Но сегодня это явление приобрело насколько стихийные масштабы, что определить достоверные отзывы бывает очень непросто. Многие компании хотят, чтобы о них в интернете писали много, и только хорошее. Это простой и дешевый способ формирования положительной репутации, но не самый действенный. В этом материале будут рассмотрены методики определения заказных отзывов в интернете.
Откуда берутся фальшивые отзывы
Отзывы можно заказать на биржах фрилансеров или в специализированных агентствах. В первом случае недорогих предложений от исполнителей всегда будет много. Для заказа отклика нужно составить техническое задание, в котором указываются требования к смысловому содержанию, объему, оценке, географии пользователя, характеристикам аккаунта и пр. Стоимость создания и публикации одного отзыва колеблется в пределах от 50 до 500 рублей. Цена больше зависит не от объема текста, а от площадки его размещения. На популярных ресурсах действует строгая модерация, которая достаточно активно и успешно определяет заказные публикации. Строже всего на таких площадках, как:
- «Яндекс.Маркет»,
- «Айрекоменд»,
- «Отзовик».
Здесь недостоверные отзывы попадаются очень редко. Но, с другой стороны, их крайне сложно определить, так как их авторам удалось обмануть администрацию, которая имеет больше технических средств для разоблачения. Но в большинстве случаев ложные отзывы довольно легко определяются. Они пишутся профессионалами, которых выдают поставленный слог, стандартные обороты и неестественное желание похвалить любую мелочь.
Реальные отзывы тоже могут быть фальшивыми
Интересно, что некоторые отзывы, которые имеют все признаки заказных, по сути, не являются фальшивыми. Некоторые компании с помощью поощрения стимулируют клиентов оставлять отзывы. В такой ситуации человек подсознательно испытывает благодарность, ведь ему заплатили. Поэтому автоматически в тексте появляются неестественные «копирайтерские» обороты.
Заказные отзывы часто находятся рядом и накапливаются
Заказные отзывы обычно заказываются в рамках достаточно масштабной кампании. У маркетологов, как правило, нет времени прописывать большое количество разных технических заданий. В итоге несколько похожих ТЗ одновременно рассылаются всем привлеченным копирайтерам, а отзывы получаются похожими, как по содержанию и стилю, так и по размеру и структуре. Вообще тексты, написанные одним человеком, легко определяются. У заказчика очень быстро накапливаются готовые отзывы, поэтому и их публикация обычно имеет массовый характер. Если в перечне отзывов на сайте видно, что некоторые из них были опубликованы «пачкой», то это хороший повод задуматься об их подлинности. Достоверные отзывы публикуются без какой-либо системы и всплесков накопления. При использовании этого метода определения фальшивок нужно помнить, что крупные интернет-магазины продают действительно много, поэтому здесь реальные отзывы появляются часто и регулярно, и в этом нет никаких манипуляций.
Наличие абстракции и смысловых ошибок
Копирайтер, специализирующийся на написании отзывов, хоть и профессионал, но он точно не эксперт во всех возможных товарах и услугах. Кроме того, за написание откликов платят не очень много, поэтому тратить лишнее время на глубокое изучение свойств продукта часто нецелесообразно. Нередки случаи, когда копирайтеры пишут отзывы о товарах, которыми не только не владели, но даже не видели их собственными глазами. Неудивительно, что на этом фоне случались и будут случаться казусы, которые бросаются в глаза внимательному читателю. К примеру, если автор никогда не пользовался посудомоечной машиной, то в отзыве он может рассказать что-то вроде «Сразу после завершения цикла посуду можно переместить в ящики». На самом деле такой сценарий будет достаточно травматичным, так как сразу после мойки посуда еще продолжительное время сохраняет очень высокую температуру. Копирайтеры привыкли писать от третьего лица. Их выражения часто имеют общий характер, поэтому определения подходят практически для всех товаров. Яркими признаками заказного отзыва являются следующие типичные слова и фразы:
-
данное изделие;
-
низкие цены;
-
качественный сервис;
-
сотрудник компании;
-
функции совпадают с описанием;
-
нарекания отсутствуют;
-
спасибо, все понравилось;
-
буду рекомендовать друзьям;
-
быстрая доставка.
Чтобы текст не воспринимался слишком сухо, активно используются различные эмоциональные отступления. Они тоже демонстрируют неестественность публикации. К примеру, редкий автомобилист в достоверном отзыве напишет: «Я просто в восторге от нового амортизатора». В настоящем отзыве можно увидеть подробности различного характера. Чтобы понять отличие, нужно рассмотреть пример.
Ложное сообщение: «В компании «Корова» всегда свежая и качественная продукция. Мне нравится, что я могу покупать здесь товары по очень низким ценам, особенно сметану. Делаю это регулярно уже несколько лет. Все устраивает, всем рекомендую».
Правдивый отзыв: «Покупал сепараторную сметану. Доставка немного задержалась, но продукция была хорошей. Сепараторная сметана оказалась жирноватой, поэтому для десертов лучше брать сливочную. Рекомендую заказывать в одноразовой пластиковой таре — так дешевле, а сама упаковка намного легче».
Как видно, в настоящем отзыве обычно передается ценная информация и много деталей, которые сложно придумать.
Расхождения в подробностях
Когда копирайтер получает техническое задание на написание подробного отзыва, но самих деталей он не знает, то он их просто придумывает. Не удивительно, что согласовать свои предположения с действительностью получается не всегда.
- Так, можно похвалить собственную курьерскую доставку фирмы, а окажется, что такая услуга совсем не предоставляется.
- Или рассказать о том, как качественно вас вчера обслужила парикмахер Галина, несмотря на то, что она уже больше года находится в декретном отпуске.
Обычно если открыть официальный сайт компании, то можно получить всю необходимую информацию. Правда, некоторые копирайтеры не усложняют себе жизнь таким образом. Но бдительный потребитель может сравнить то, о чем пишут на страницах официального представительства и на сайте с отзывами. Если в глаза бросаются явные расхождения, то стоит задуматься о достоверности публикаций. Проблемы с описанием подробностей встречаются в и отзывах о конкретных моделях различной техники. На «отзовиках» часто можно увидеть публикации, сообщающие, например, что в компактную модель стиральной машины удивительным образом помещаются вещи всей семьи. Или копирайтер может рассказать о том, каким качественным экраном снабжен этот автомобильный видеорегистратор. Но при внимательном рассмотрении оказывается, что отзыв посвящен редкой модели регистратора, которая по задумке производителя лишена дисплея.
Слишком много подробностей в одном отзыве
Некоторые специалисты так стараются написать достоверный отзыв, что сильно увлекаются описанием деталей. Обычно это находит выражение в слишком подробном, но при этом бесполезном описании подробностей покупки или анбоксинга. Настоящие покупатели не будут тратить слишком много времени на то, чтобы похвалить продавца, хотя нельзя исключать варианта с искусственной мотивацией написания отзыва (за пополнение счета или скидку). К явно лишним деталям относятся описания процесса оформления покупки, рассказ об упаковке и другая малополезная информация общего характера.
Неумелая работа с негативом
Многие представители бизнеса уже поняли, что слишком позитивные отзывы смотрятся очень подозрительно. Поэтому в свои технические задания для копирайтеров они помещают требование упоминать некоторые негативные стороны. Но в таких случаях, как правило, следует приписка «не перестараться с негативом». Что же происходит на практике? В отзыве копирайтер упоминается что-то негативное, но сразу пытается оправдать или нивелировать этот недостаток. На самом деле, добросовестный покупатель никогда не пытается скрыть недостатки. Наоборот, люди упоминают о них в отзывах для того, чтобы получить объяснение компании. Отзывы с неумело интегрированным негативом выглядят примерно так:
-
«Прислали автомобильный видеорегистратор, но крышки для аккумуляторного отсека в комплекте не оказалось. Но ничего, при установке эта сторона устройства направляется к лобовому стеклу, поэтому дефект не заметен».
-
«Пришла по записи на маникюр, но вместо ранее оговоренного светлого дизайна, мне сделали темный, так как не оказалось нужных материалов. Это даже к лучшему, так как темные тона сейчас в тренде. Цена услуги оказалась выше, чем на сайте, но все равно это дешевле, чем в среднем по городу».
Склонность к графомании
Это ошибка, не свойственная матерым копирайтерам. Но, как мы знаем, в интернете ежедневно заказывается большое количество дешевых отзывов, а это площадка для тренировки новичков. Они часто настолько увлечены написанием хорошего отзыва, что используют любые эмоциональные и речевые обороты. При всей «кучерявости» текста такие отзывы несут минимум полезной информации. Чтобы понять, о чем речь, нужно сравнить два образца.
Заказной отзыв: «Заказывала скатерть специально, чтобы незабываемо отпраздновать круглую дату. Стол должен был создавать удивительно праздничное и позитивное настроение. Как же радостно начало стучаться мое сердце, когда распаковала посылку. Я находилась просто в состоянии настоящего восторга. Ваш магазин подарил мне массу положительных эмоций еще до самого дня рождения, поэтому теперь я ваша постоянная клиентка».
Скорее достоверный отзыв: «Заказывала скатерть из натурального хлопка без яркого рисунка. Первое испытание застольем выдержала хорошо — после стирки все пятна ушли, а текстиль не пострадал. Как будет дальше, увидим. Цена соответствует ценнику в магазине. Доставили на второй день после заказа по договоренности».
Но среди копирайтеров встречаются такие, которые при написании отзывов впадают в состояние классика русской литературы. Такие отклики наполнены эмоциями и сюжетными поворотами. Читателя ожидает интересный финал. Но насколько полезны они? Много ли людей подумают, что они достоверны? Все это риторические вопросы.
Пример подобного заказного отзыва: «Десятый IPhone был дарован мне небесами, хотя и не смел мечтать о таком дорогом гаджете. Но однажды я прогуливался с собакой по укутанным золотой листвой тропинкам парка. Под одним из багровых листов я заметил чудо-гаджет. Сначала я думал оставить его себе, но потом решил не искушать судьбу и не наживать счастья на чужом горе. Поэтому связался с владельцем. Хозяин айфона оказался успешным бизнесменом и весьма приятным человеком. Мы с ним разговорились, и он сказал, что его не интересует сам телефон, а нужна только информация, которая на нем хранится. После этого он проделал определенные манипуляции, после чего заявил, что теперь этот десятый айфон мой. Счастью не было предела».
Наличие ссылок и типичные маркетинговые призывы
Если в отзыве вы видите призывы к действию или ссылки на сторонние ресурсы, то стоит серьезно задуматься о естественности происхождения такого комментария. Наличие ссылки показывает, что владелец сайта решил не только опубликовать заказной отзыв, но и улучшить поисковый рейтинг своего ресурса. В таких отзывах ссылка обычно окружается тематической или коммерческой семантикой. Сложно даже предположить, чтобы обычный человек оптимизировал свое мнение подобным образом. Давайте сравним.
Заказной отзыв: «Заказала фен для волос в интернет-магазине «Все для женщин». Радует, что у модели оказался быстрый нагрев. Это критически важно для меня, так как на все мероприятия я собираюсь быстро. Часто подготовка прически заканчивалась опозданиями. Но решение купить фен с быстрым нагревом полностью избавило от этих проблем. Не верите? Тогда переходите на сайт компании bistriefeny.com».
Скорее достоверный отзыв: «Крутой фен! Нагревается сразу после включения. Занимает мало места + складывается ручка. При использовании важно следить, чтобы волосы не перегрелись, так как нет автоматического контроля температуры. Но за эти деньги, пожалуй, очень удачное решение».
Использование изображений из интернета
Сегодня в интернете постепенно наступает эра визуального контента. Люди хотят видеть больше картинок. Поэтому многие агрегаторы отзывов дают возможность прикреплять к фотографии. Конечно же, эта опция сразу нашла свое отражение в ТЗ копирайтеров, у которых заказывают написание отзывов. По понятным причинам исполнитель не может самостоятельно фотографировать товары. Поэтому, если необходимые материалы не были предоставлены заказчиком, копирайтер просто найдет подходящие картинки в интернете. Но если они ее нашли там, то и вы сможете.
Чтобы проверить достоверность отзыва, можно проверить его изображения с помощью функции Google «Поиск по картинкам». Если это изображение уже было в Сети, то поисковая система найдет его, а также все дубликаты. Понятно, что если человек самостоятельно делал фотографию для отзыва, то он не распространял ее перед этим по всему интернету.
Большинство агрегаторов отзывов имеют встроенную функцию проверки изображений на предмет наличия копий в Сети. Но эта функция работает несовершенно. Поэтому ручная проверка позволяет с большей точностью определить, достоверный отзыв перед вами или нет.
Как определить достоверность отзыва
Сразу нужно сказать, что даже профессиональные маркетологи не всегда могут со 100%-ной точностью определить фальшивку. Поэтому не стоит уповать только на отзывы, а лучше сначала поискать объективную информацию. Когда все же пришло время узнать мнение других людей, можно сделать следующее.
Попробуйте связаться с автором отзыва. В большинстве случаев на сайтах с отзывами доступны некоторые контактные данные пользователей. Это может быть адрес электронной почты или ссылка на аккаунт в социальных сетях. Если отправить вопрос по поводу отзыва, то человек обычно с удовольствием отвечает, так как он понимает, что именно его мнение показалось наиболее экспертным.
Проведите опрос в социальных сетях. Это можно сделать на базе собственных друзей и подписчиков или можно воспользоваться возможностями специальных сообществ, в которых людях делятся своими мнениями о товарах и услугах. Если вы выбрали второй вариант, то нельзя совсем тереть бдительность. Такие сообщества мониторят представители разных брендов и компаний. Поэтому если вам кто-то ответил, нужно оценить его аккаунт. Если профиль не вызывает подозрений, то дальнейшее общение лучше продолжить в личных сообщениях.
Это надежные методы выхода непосредственно на людей, которые пользовались определенными товарами или услугами. Вероятность попасть на оплаченного профессионала здесь сводится к минимуму.