После прочтения статьи вы будете знать, как увеличить посещаемость сайта, и начнёте ориентироваться в следующих вопросах:
-
что такое трафик и каким он бывает;
-
какие существуют инструменты анализа трафика;
-
как оценить эффективность используемых методов привлечения трафика;
-
какие каналы самые результативные.
Что такое трафик. Виды трафика
Трафик, с точки зрения SEO, — это количество уникальных посетителей сайта за определённый отрезок времени. Разумнее делить трафик не на платный и бесплатный, а на эффективный и неэффективный для вашего бизнеса. Динамика притока трафика может зависеть от таких факторов, как сезонность, сфера деятельности компании, целевая аудитория и прочие. Важнее всего, какие каналы трафика вы используете. Можно выделить несколько градаций:
-
платный и условно бесплатный (не вкладывая деньги, вы тратите время, технические мощности и т. д.);
-
целевой и нецелевой (относятся ли посетители сайта к вашей целевой категории);
-
мобильный и десктопный (по типу клиентских устройств);
-
«чёрный» и «белый» (насколько законны методы, применяемые вами для привлечения трафика);
-
конверсионный и неконверсионный (насколько эффективно поступающий трафик выполняет цели сайта).
Допустима ещё одна, обобщённая типология источников трафика:
-
эффективные (удобные и простые методы, приносящие стабильный результат);
-
неправильно используемые (каналы, использование которых обоснованно и уместно, но не даёт ожидаемой отдачи);
-
неподходящие вашему бизнесу (для разных сфер деятельности могут отличаться тактики привлечения трафика);
-
«не поиском единым» (концентрация только на одном канале: работе с поисковыми системами).
Источники трафика
Рассмотрим типы трафика, взяв за основу его источник.
Реклама
Трафик, где каждое действие посетителя имеет эквивалентную денежную оценку. Смысл в том, что каждый посетитель считается единицей и имеет свою номинальную цену. В зависимости от типа рекламы эта цена может быть выше или ниже и определяется уровнем мотивированности посетителя, его вовлечённостью и т. д. Очевидный минус рекламы в том, что она работает только до тех пор, пока вы готовы за неё платить.
Основные виды рекламы:
-
контекстная (поисковая). Показывается в поисковой выдаче по результатам запроса пользователя. Высокая стоимость, но при правильной настройке такой же высокий процент качественного трафика. Инструменты: Яндекс.Директ, Google AdWords;
-
медийная реклама. Показывает товары и услуги, которыми прямо или косвенно интересовался пользователь. Подходит для несформированного спроса, когда на рынок выводится новый товар, касательного которого ещё нет статистики в поисковой системе. Инструменты: Яндекс.Дисплей, Google Display Network. Эти средства позволяют настроить ретаргетинг и ремаркетинг, чтобы показывать ваши объявления людям, которые уже были на сайте, и повышать показатель лояльности. Доступна настройка по условию, например пользователь начал и не завершил действие (не до конца заполнил форму, не оформил заказ из корзины и др.);
-
таргетированная реклама — объявления, закреплённые в рекламных модулях социальных сетей. Показываются пользователям, входящим в вашу ЦА (при запуске кампании вы вводите параметры таргетинга: пол, возраст, место проживания, наличие детей и т. д.). Гибкая политика оплаты: платите за показы или переходы. Можно в любое время изменить формулировку или дизайн объявления. Простая настройка и удобные инструменты анализа;
-
рекламные записи в социальных сетях — sharing, карточки с сайта или ручное размещение информации о продукте в группе, сообществе или на частной социальной странице. Включает описание, цены, релевантные изображения и ссылки сайт. Нет геотаргетинга, и срок жизни публикации очень короткий, но статистика вовлечённости хорошая. Необходимо тщательно проверять ЦА и репутацию сообщества, в котором собираетесь разместить рекламу;
-
торговая реклама — посредники, размещающие у себя объявление о вашем товаре. Метод ориентирован в основном на интернет-магазины с функцией покупки напрямую через сайт. Инструменты: Яндекс.Маркет, Google.Shopping, Price.ru, Tiu.ru, Avito.ru, Pulscen.ru, Aport.ru Рекламодатели предъявляют высокие требования к размещаемому контенту и его источнику (сайту), но метод себя оправдывает, так как результативен. Косвенный способ поднять позиции сайта в поисковой выдаче (с посреднических площадок идёт много переходов на первоисточник);
-
тизерная реклама («мусорный» или бюджетный трафик). Метод основан на утрированном разжигании интереса к товару. Бюджетный, но чаще всего неэффективный трафик с множеством отказов. Пример: «Я похудела на 30 кг! Я всего лишь каждый вечер пила… (что?)».
Поисковый трафик
Посетители находят сайт в результатах поисковой выдачи. Самый желанный и условно бесплатный трафик, но требующий больших вложений во внутреннюю и внешнюю оптимизацию сайта для вывода сайта в топ-10 и топ-3 для извлечения максимальной выгоды.
Мобильный поисковый трафик
Он требует тщательной настройки адаптивности сайта и его юзабилити (удобство и логика). Алгоритмы ранжирования десктопных и мобильных версий различаются. Необходима высокая скорость загрузки (мобильный интернет). Сокращается количество рекламы для повышения лояльности и оптимизации пространства экрана. Концентрация смысла происходит при минимуме текстовых знаков. Обычно происходит более высокая конверсия и меньший процент отказов, чем при просмотре десктопной версии.
Переходы со сторонних ресурсов
Образуются двумя методами. Первый — партнёрское сотрудничество, при котором другие компании или лица продают ваш продукт за процент со сделок. Чем больше «партнёрок», тем активнее поток целевого трафика. Существуют даже целые биржи партнерских программ, например admitad.com. Второй способ — покупка ссылок. Простой, но неэффективный способ, который вдобавок не одобряется поисковыми системами. Имеет смысл в качестве катализирующей силы поисковой выдачи в борьбе за поисковый трафик.
Органический трафик
Это переходы с сайтов-агрегаторов и каталогов организаций, переходы из социальных сетей и блогов (эффективно работает в формате статейного продвижения), переходы с форумов. Наладив масштабную коммуникативную систему на форуме, тематика которого соответствует сфере вашего бизнеса, можно получить активный приток заинтересованной и лояльной аудитории.
Сайты-отзовики
Инструмент работы с репутацией. Положительные отзывы дают мощный приток трафика, но будьте готовы обрабатывать негатив. Существует услуга крауд-маркетинга, которая заключается в размещении информации о товаре во всех релевантных соцсетях, блогах и форумах.
Email-рассылки и push-оповещения
Опция подписки на новости может принести хороший поток отборного трафика. Приятная глазу и полезная рассылка обеспечивает повышение возвратности пользователей на сайт, но следует учесть, что они охотнее приходят почитать новые статьи в блоге, нежели воспользоваться «специальными скидками». Используйте функцию push-рассылок. Эти уведомления поддерживаются 80 % устройств и браузеров.
Type-in, или прямой трафик
Переход на сайт путём ручного ввода адреса в браузере. Ключевой тип трафика. Как реализовать:
-
распространение информации о сайте методом сарафанного радио;
-
оффлайн-реклама: рекламные листовки, журналы, телевидение и пр.
Альтернатива type-in — переход по QR-метке. Более технологичный и гибкий метод.
Неопределённый источник, «чёрный» трафик
Сюда относятся теневые методы привлечения трафика, а говоря по-русски — накрутка. Таким способом вы получите большой объём трафика, но он чаще всего нецелевой и процент эффективности его очень низок.
Инструменты аналитики сайтов
Анализ сайта осуществляется с помощью метрик или специализированных сервисов проверки. В масштабах рунета самый популярный инструмент внутреннего анализа сайта — Яндекс.Метрика.
Проверка посещаемости с помощью Я.Метрики
Перейдите по цепочке: Яндекс.Метрика → Отчёты → Стандартные отчеты → Посещаемость. Вы увидите параметры «визит» и «посетитель». Напрашивается вопрос, чем же они различаются. И что есть трафик с позиции метрик? Визит — совокупность действий одного посетителя до тайм-аута. Тайм-аут — период бездействия посетителя. Настраивается вручную, по умолчанию составляет 30 минут. Посетитель — условный пользователь, попавший на сайт. Посетитель считается уникальным, если обладает эксклюзивным набором параметров (IP, OC, модель устройства, версия браузера и пр.). Посетитель объединяет все визиты одного пользователя при условии, что он не сбрасывал куки и входил через один и тот же браузер.
Пример 1: посетитель зашёл на сайт, совершил несколько переходов по страницам и отвлекся на 40 минут, потом вернулся и продолжил изучать сайт. Метрика зафиксирует 2 визита.
Пример 2: посетитель в течение 2 часов работает с сайтом, периодически отвлекаясь на 10–15 минут — суммарно это 1 визит. Переход по рекламе всегда будет котироваться как отдельный визит.
Пример 3: пользователь зашёл на сайт с рабочего ПК через браузер Firefox (с авторизованной учетной записью Firefox), а дома — с мобильного телефона, но тоже через авторизованный Firefox. Итого: 1 посетитель, 2 визита. Но! Если очистить куки на телефоне или зайти, например, с Safari, то Метрика засчитает 2 посетителей. Количество визитов обычно превышает число посетителей. Чем больше эта разница, тем выше коэффициент возвратности. И визиты, и посетителей можно позиционировать как трафик, но чаще всего это понятие подразумевает именно визиты, так как этот показатель относится к поведенческим факторам.
Совокупный анализ трафика в Яндекс.Метрике
Достоверную картину демонстрирует отчет «Источники, сводка». На нём отображается динамика потока трафика в определённый отрезок времени. Работая в системе, источники трафика могут уравновешивать друг друга. Например, реклама может компенсировать просадку поискового трафика, если при формировании кампании провести глубокую аналитику. Рекомендуется изучить соотношение трафика от разных источников до и после запуска рекламы. Воспользовавшись инструментами детального анализа, можно отследить, по каким каналам и запросам приходит больше всего полезного трафика.
Анализ трафика сайтов конкурентов
Выделив главных конкурентов и исследовав их трафик, проще определить вектор собственного продвижения.
Сервис 2ip
Помогает просмотреть суммарную статистику посещаемости за день (на момент просмотра)/полные сутки/месяц.
SimilarWeb и PR-CY
Условно бесплатные сервисы, выдающие информацию о каналах трафика, количестве посетителей, по ним приходящих, а также их демографии.
Raskruty
Показывает количество посещений по метрикам Яндекс, LiveInternet и Alexa Rank при отсутствии на сайте видимых счётчиков.
Как оценить эффективность канала трафика
По ряду параметров можно оценить качество трафика и определить, является ли он целевым и можно ли считать его эффективным. Для большей наглядности снова обратимся к Метрике. Качество трафика складывается из показателей:
-
типа источника;
-
демографии (пол, возраст, место проживания посетителей и пр.);
-
среднего времени нахождения на сайте;
-
отказов (уход с сайта без совершения целевых действий);
-
конверсии;
-
страниц входа/выхода (с какой страницы начался просмотр и на какой прервался);
-
ключевых слов (по каким запросам пользователь попал на сайт);
-
лояльности (она же возвратность);
-
посещаемости (совокупная частота заходов на сайт).
Конверсия
Конверсия — процент пользователей, удовлетворивших цели сайта. Индикаторами достижения цели выступают такие признаки, как:
-
выгрузка прайс-листа;
-
добавление товаров в «Корзину»;
-
подписка на новости и др.
В Метрике цели настраиваются вручную, и от их корректности напрямую зависит результативность продвижения. Таблица конверсии помогает определить, какие источники приносят больше всего качественного трафика, а от каких имеет смысл отказаться. Конверсия от переходов из поисковых систем. По странной закономерности, большинство оптимизаторов и владельцев бизнеса концентрируются на рекламе и продвижении в поисковой системе Яндекс, при том что переходы из Google обеспечивают не меньшую, а порой даже большую конверсию.
Отказы
Показывает количество посетителей, покинувших сайт после просмотра одной страницы и не выполнивших никакого целевого действия. Если какой-либо из каналов превосходит другие по проценту отказов, стоит разобраться в причинах. Может быть, источник неправильно используется либо не подходит для вашей сферы деятельности. Допустимым считается совокупный коэффициент до 20 %. Если их больше, пора серьезно задуматься. Самое досадное, когда мы видим много отказов при заходе на сайт через ручной ввод URL. Из-за разницы алгоритмов процент отказов в Google Analytics всегда будет выше, чем в Яндекс.Метрике. У Яндекса есть запрос на «точные отказы», где фиксируется просмотр менее 15 секунд. Существуют инструменты привлечения трафика, подходящие не всем категориям бизнеса:
-
контекстная реклама (например, нельзя рекламировать алкоголь и табак, так как это запрещено законодательством);
-
таргетированная реклама;
-
крауд-маркетинг (B2B в промышленности, так как метод не имеет смысла в этом случае);
-
социальные сети (необходимо очень тщательно разрабатывать стратегию вовлечения аудитории).
Глубина просмотра и время нахождения на сайте
Чем выше активность посетителя на сайте и чем продолжительнее его визит, тем выше качества трафика. Отчёт «Глубина просмотра» показывает среднее количество страниц, которые просматривает пользователь. Помните, что нормы этих параметров во многом будут зависеть от направления деятельности компании. Пример: если человек захочет вызвать скорую, он проведёт гораздо меньше времени на сайте и вряд ли будет путешествовать по страницам в отличие от человека, выбирающего детский сад для ребенка. Но оба положительно влияют на конверсию, если цель достигнута.
Лояльность
Статистика и параметры пользователей, которые вернулись на сайт. Если к вам захотели прийти ещё раз, значит, сайт им нравится и соответствует их притязаниям. Не менее важный показатель — прирост новых посетителей. Если их мало, значит, в привлечении свежего трафика существуют какие-то проблемы. Чтобы наглядно сравнить эти показатели в Метрике, откройте отчёт «Посещаемость» и сравните в одном и том же периоде визиты: «История → Новый/вернувшийся → Новый посетитель» и «История → Новый/вернувшийся → Вернувшийся посетитель». Если цифры примерно одинаковые, значит, причин тревожиться нет.
Изучив главные правила работы с трафиком, вы теперь чувствуете себя более уверенно в выборе стратегий продвижения вашего сайта. Остались вопросы? Готовы действовать и нуждаетесь в содействии? Мы готовы помочь! Ждём ваших звонков и писем.