Чтобы поставить KPI SEO-специалисту, надо понимать основную цель работ по поисковому продвижению. Цель поисковой оптимизации — рост позиций в поиске и, как следствие, увеличение органического трафика на сайт. Понятно, что трафик должен конвертироваться в лиды и клиентов, а не просто так «быть» на сайте. Однако прогнозирование таких прозрачных показателей при работе с SEO затруднительно.
Трудности возникают из-за того, что алгоритм поисковой машины (правила, по которым поисковая машина ранжирует сайты) постоянно меняются. То есть сегодня у нас может быть важен один фактор на сайте, а через некоторое время — другой. Более того, факторы могут отличаться для поиска Яндекса и Google, а работать надо с обеими поисковыми системами.
Но бизнесу все равно необходимо решать вопрос с тем, какие KPI ставить поисковому оптимизатору, чтобы получить аналитику эффективности канала продвижения.
Обратите внимание — нет смысла ставить какие-либо показатели качества поискового или иного продвижения, если у компании не настроена система аналитики. В идеале аналитика должна отвечать на вопрос, какое количество касаний потенциального клиента было сделано до того, как он стал лидом или реальным клиентом.
Ориентируйтесь на срок работы специалиста
Рассматривайте показатели оценки эффективности по-разному, в зависимости от того, как долго конкретный поисковый оптимизатор работает с сайтом.
В начале работы (до 12 месяцев):
— Фактически выполненные работы по сайту.Четко по плану, который ставится в начале работ. Выполнено/не выполнено.
— Прирост органического трафика.
Без уточнения конкретного размера показателя. Просто: прирос / не прирос.
— Наличие предложений по внесению изменений в сайт.
В дальнейшем (после 12 месяцев):
— Прирост органического трафика на основе трендов года (от месяца к месяцу по данным Яндекс.Метрики вашего сайта).Обязательно надо обсудить этот показатель со специалистом и спросить о его прогнозах и предположениях.
— Прирост конверсии органического трафика в заявки/лиды/клиентов.
Рассчитать этот показатель довольно сложно, так как конверсия — это результат работы многих инструментов интернет-маркетинга. Но сделать это все-таки можно. Главное — учесть интересы и других специалистов, которые также могли повлиять на конверсию.
Относитесь к SEO-специалисту как к партнеру
Рассматривайте поискового оптимизатора как партнера по продвижению, а не как специалиста, которого надо постоянно контролировать и третировать. Только правильно налаженные коммуникации и партнерство помогут вам привести сайт к нужному результату. Система штрафов и жестких рамок KPI тут не сработает.
Проводите аудит
Периодически заказывайте проведение аудита у сторонних компаний. Привязывать к результатам аудита систему KPI, конечно, не стоит, так как аудит покажет недостатки сайта, а не его достоинства (а мы помним, что идеальных сайтов не существует). Но как контролирующая функция — это хороший путь.При этом бизнес может сравнивать показатели качества сайта от аудиту к аудиту. Это объективные показатели: ИКС (индекс качества сайта), количество проиндексированных страниц, скорость загрузки, наличие файлов robots.txt, sitemap.xml и так далее.
Изучайте основы SEO
Вы не сможете контролировать поискового оптимизатора, а тем более выставлять ему KPI, если не разбираетесь в основах поисковой оптимизации.Поэтому руководителю нужно либо пройти соответствующее обучение, либо призвать к себе на помощь проверенного специалиста (того, которому он доверяет так же, как себе). Только в этом случае можно найти показатели, которые будут удовлетворять конкретный бизнес, не вредить сайту и не «отпугивать» хороших специалистов от сотрудничества.