Успех электронной коммерции во многом зависит от того, насколько хорошо ранжируется поисковиками сайт интернет-магазина, а также от удобства этого сайта для потенциальных покупателей. Задача специалистов, которые отвечают за Search Engine Optimization (SEO), — сделать максимум для продвижения сайта в топ поисковой выдачи и обеспечить как можно более удачный пользовательский опыт.
Качественная SEO-оптимизация способна принести интернет-магазину почти 53% от общего трафика.

SEO предлагает сфере электронной коммерции весомые преимущества. Вот некоторые из них:
-
привлечение целевой аудитории в интернет-магазин за счет внедрения релевантных ключей и, как следствие, получения органического трафика;
-
доверие потенциальных покупателей: чем выше позиция сайта, тем охотнее на него заходят и приобретают товары, которые он предлагает. По статистике, 95% трафика приходится на результаты на первой странице выдачи;
-
экономия рекламного бюджета и долгосрочная перспектива: SEO требует куда меньших затрат, чем медийная реклама, а эффект от оптимизации сохраняется в течение продолжительного времени, в отличие от рекламы, которая перестает давать трафик, как только прекращается ее оплата.
Чем действеннее SEO-стратегия интернет-магазина, тем более впечатляющим будет результат. О том, как повысить эффективность продвижения по SEO-каналам, расскажет эта статья.
Техническая оптимизация сайта
Техническая оптимизация — это комплекс мер, направленных на работу со следующими параметрами:
Быстрая загрузка страниц
Это один из факторов, которые определяют поведение пользователя на сайте. Чтобы потенциальный покупатель действительно захотел приобрести товар на странице интернет-магазина, все разделы ресурса должны загружаться быстро. В противном случае пользователь покинет сайт, увеличив показатели отказа и снизив лояльность поисковых алгоритмов к коммерческой площадке.
Чтобы увеличить скорость, с которой будут загружаться страницы, рекомендуется:
-
минимизировать JavaScript и CSS-код страниц;
-
сжать изображения;
-
использовать кеширование, чтобы пользователю пришлось ждать как можно меньше при повторном посещении интернет-магазина;
-
использовать CDN, чтобы контент загружался с ближайшего к пользователю сервера.
Проверить, насколько быстро загружается сайт, можно с помощью инструмента Google Page Speed Insights.

Оптимизация под мобильные устройства
Смартфон — наш постоянный спутник и «энциклопедия», к которой мы обращаемся за ответом на любой вопрос, в том числе и о том, где купить тот или иной товар. Вот почему мобильная версия так важна для сайтов в сфере E-Commerce. Более того, Google при ранжировании отдает приоритет сайтам, учитывающим потребности мобильных посетителей.
Техническая оптимизация под мобильные устройства предполагает быструю загрузку страниц, мультимедийного контента, адаптацию дизайна к экрану любого формата, крупные элементы меню, с которыми пальцам удобно взаимодействовать.
Создание удобной и логичной структуры URL
Логичная структура URL-адресов значительно облегчает как постраничную навигацию для пользователей, так и индексирование сайта для поисковых роботов, которые должны предоставить релевантный запросу контент.
Корректная и удобная структура URL — это короткие адреса с внедренными в них ключами, которые помогают понять, для чего предназначена конкретная страница.
SSL-сертификаты безопасности
SSL-сертификат — это электронная подпись интернет-магазина, за счет которой осуществляется защита информации, которую пользователь передает сайту.
В отсутствии SSL-сертификата данные на этапе транспортировки без труда перехватываются злоумышленниками.
Вот почему этот протокол жизненно необходим интернет-магазину, где покупатель оставляет не только контактную информацию, но и сведения, связанные с банковским счетом. Кроме того, поисковики лучше ранжируют сайты, использующие SSL-протокол.
Для получения SSL-сертификата достаточно обратиться в специальный удостоверяющий центр, например, в RU-CENTER.
Семантическое ядро и подбор ключевых слов

Семантическое ядро — это слова и фразы, по которым пользователи ищут что-либо в интернете. Их анализ нужен для оптимизации материалов, представленных на сайте интернет-магазина.
Оптимизация ключами позволяет поисковым роботам корректно индексировать контент на предмет релевантности и предлагать пользователям страницы, которые соответствуют их интенту.
Чтобы сформировать семантическое ядро, SEO-оптимизаторы в первую очередь собирают статистику запросов, оценивают, какие из них являются наиболее популярными и релевантными, анализируют сайты конкурентов на предмет использованных ключей.
Для сбора семантического ядра подойдут следующие инструменты:
- Google Ads:
- Яндекс Wordstat;
- Ahrefs Keyword Explorer
- и другие.

После того как запросы собраны, их нужно разделить на группы. Важно отделить коммерческие запросы («купить холодильник») от информационных («как выбрать холодильник»). Коммерческие ключи станут основой для категорий и карточек интернет-магазина. Информационные запросы подойдут для написания статей в блог.
Кроме того, стоит отфильтровать ключи, в которых упоминаются названия крупных магазинов, например, маркетплейсов. Смысла продвигаться по ним нет, поскольку потеснить торговых гигантов с первых строчек выдачи будет чрезвычайно сложно, если не невозможно.

Оптимизация контента
В первую очередь необходимо создать текст в карточке товара. Название должно быть информативным, цепляющим, в него нужно включить релевантные ключи («Кондиционер настенный Cooper Hunter»). Ключи также необходимо интегрировать в метатеги тайтл и дескрипшен и в описание товара.
Говоря об описании товара, стоит заметить, что оно должно быть уникальным, максимально раскрывающим пользу продукта. Чем подробнее характеристики позиции, тем меньше рисков ее возврата. Если характеристик много, базовые следует расположить на первом экране, а второстепенные — чуть ниже, но так, чтобы при прокрутке их было легко просмотреть.
Карточка обязательно должна дополняться изображениями с разных ракурсов. Также следует использовать описательное название изображения, например, chernoye-shelkovoye-platiye.jpg. Следует помнить и об alt-атрибутах, предоставляющих текстовое описание картинки для поисковых ботов и людей с ограниченными возможностями. Текстовое описание изображения должно быть емким, кратким, с интегрированными в него ключами.

Помимо заявленных элементов, в карточку товара можно добавить:
-
информацию, связанную с гарантией, доставкой, способах оплаты и возврата;
-
отзывы о продукте;
-
видеообзоры на него.
Чем больше релевантной информации, тем лучше ранжируется карточка.
В блоговые тексты (обзоры, рекомендации, инструкции) следует добавлять информационные ключи. Ссылки на полезные материалы из этого раздела можно размещать в карточках.
Внутренняя перелинковка
Внутренняя перелинковка — это инструмент навигации, который позволяет пользователям переходить со страницы на страницу посредством размещенных гиперссылок, а поисковикам лучше понимать, о чем ресурс, и равномернее распределять ранжирование между разделами.
Корректная внутренняя перелинковка позволяет пользователям без труда перемещаться между товарами одного бренда, сравнивать позиции, выбирать подходящие, искать сопутствующие продукты.


Также полезным звеном внутренней перелинковки окажется размещение ссылок на смежные и популярные позиции в карточках товаров. Этот подход будет способствовать тому, что пользователь проведет на сайте больше времени и, возможно, совершит дополнительную покупку.
Пользовательский опыт (UX/UI)
Пользовательский опыт (UX/UI) — это впечатления, которые пользователь получает от сайта, его потребности при взаимодействии с элементами навигации.
Главная составляющая положительного пользовательского опыта — это интуитивно понятный интерфейс интернет-магазина. Принципы UX-дизайна предполагают тестирование гипотез, опросы, составление портрета клиентов, анализ конкурентов. UX-дизайнеры должны создать такую площадку, которую посетитель сможет бегло просмотреть при необходимости, на которой у него получится за секунду понять назначение каждого элемента, которая не перегрузит его лишней информацией.
Особенности интерфейса при оформлении заказа
В случае с интернет-магазином важно, чтобы клиент мог максимально быстро оформить покупку. Для этого кнопки «Заказать», «Купить» должны визуально выделяться.

Стоит максимально сократить количество полей, необходимых для заполнения. А внедрение помощников, например, выпадающего календаря, который позволяет выбрать дату заказа, еще больше облегчит покупателю процесс оформления.
Кроме того, регистрация аккаунта не должна быть обязательной. Побудить к ней можно, предложив бонусы и преимущества от создания учетной записи.
Оплата и доставка
Если интернет-магазин предлагает несколько вариантов оплаты, их лучше проиллюстрировать иконками.
В случае с доставкой важно указать все доступные способы, дополнив информацию стоимостью конкретного варианта. Также необходимо прописать сроки, в течение которых покупатель получит заказ.
Мобильная оптимизация
Мобильная оптимизация — это базовый компонент современного веб-дизайна, поскольку подавляющее большинство запросов, особенно коммерческих, сейчас осуществляется со смартфона.
Адаптивный дизайн отвечает за то, чтобы визуально, функционально и навигационно подстраиваться под различную диагональ дисплея. В адаптации функционала, картинок и текста помогают CSS3-запросы и язык разметки HTML5. Они меняют формат контента в зависимости от параметров гаджета.

Также важно оптимизировать элементы навигации с учетом сенсорного управления. Для этого понадобится увеличить кнопки и интерактивные составляющие таким образом, чтобы их было удобно нажимать пальцем, создать большие отступы между элементами, чтобы предотвратить случайное нажатие.
Mobile friendly-интерфейс интернет-магазина значительно повышает шансы на конверсию.
Локальное SEO
Этот вид оптимизации ориентирован на видимость интернет-магазина по запросам в определенных регионах.
Регистрация в местных каталогах и на картах
Прежде чем добавлять интернет-магазин в каталог, допустим, Google My Business или Яндекс.Справочник, следует удостовериться, что поисковики индексируют все продвигаемые страницы. Если интернет-магазин новый и поисковые алгоритмы его не видят, нужно добавить сайт в Google Search Console и Яндекс Вебмастер.

В профилях Google и Яндекс следует указать название интернет-магазина, адрес сайта, физический адрес офиса (если он есть), контактные данные.
Добавление в каталоги повысит видимость сайта поисковыми роботами и поможет расширить целевой охват.
Сбор и управление отзывами клиентов
Отзывы клиентов — это один из основных факторов, определяющих репутацию интернет-магазина. Согласно исследованию, 99% потребителей знакомятся с комментариями о товаре, прежде чем его купить. Именно поэтому так важно собирать отзывы из каталогов, справочников, карт, социальных сетей, сторонних площадок и прорабатывать их — благодарить за позитивный фидбек, решать проблему в случае с негативным.
Оптимизация под региональные запросы
Она предполагает интеграцию в контент ключей, которые содержат упоминание конкретной локации, например, «Купить велосипед в Воронеже».
Ссылочная стратегия
По-другому — линкбилдинг. Это получение обратных ссылок на сайт интернет-магазина со сторонних ресурсов.
Качественный линкбилдинг повышает позиции сайта в выдаче и помогает привлекать целевую аудиторию с других площадок.
Оценивая ссылочный профиль, поисковики обращают внимание на то, с каких сайтов получены бэклинки. Чем выше авторитет сайта-донора (ресурс, разместивший ссылку на интернет-магазин), тем больший вес для ранжирования приносит бэклинк. Авторитет донора определяется его ссылочным профилем, репутацией, наличием/отсутствием санкций от поисковых систем и другими параметрами.

Чтобы получать качественные обратные ссылки, можно воспользоваться гостевым блогингом или партнерскими программами. Например, если интернет-магазин продает косметику, он может предложить гостевой пост с интегрированным в него линком сайту, тематика которого связана с красотой и здоровьем. Здесь очень важна релевантность, то есть получение внешних ссылок с ресурсов смежной тематики. Общий контекст не позволяет поисковым алгоритмам расценить ссылку как спам и повышает шансы привлечь именно тех читателей поста, которые действительно могут заинтересоваться товарными позициями магазина.
Важно избегать некачественных и спамных бэклинков!
Спамными считаются обратные ссылки, не имеющие никакого отношения к ресурсу, с которого получены, например, бэклинк на автомобильные диски в блоге по садоводству. Также спамом сетевые краулеры считают обратную ссылку, размещенную на странице, где подобных ей сотни. В этом случае поисковые боты идентифицируют сайт-донор как площадку, продающую обратные ссылки, и снижает вес как подобных ссылок, так и самого сайта.
Некачественные обратные ссылки — это спам, бэклинки, полученные с нетрастовых сайтов, находящихся под санкциями Яндекса и Google, URL, спрятанные под нерелевантными анкорами. Такие ссылки не только ухудшат ссылочный профиль, но и понизят рейтинг сайта. Более того, они никак не поспособствуют притоку заинтересованных покупателей. Именно поэтому к ссылочной стратегии нужно подходить осторожно и с большим вниманием.

Аналитика и мониторинг
SEO-оптимизатору важно знать, насколько действенными являются его шаги по продвижению интернет-магазина. В оценке собственных действий ему поможет регулярная аналитика пользовательского поведения на сайте и других параметров.
Такие инструменты, как Google Analytics и Яндекс Метрика, помогут определить, откуда приходят пользователи, какие позиции сайт занимает по определенным ключевым словам, какое количество трафика посетители генерируют, как они ведут себя на сайте и сколько трафика конвертируется в целевые действия (регистрация аккаунта, оформление заказа).

Также оптимизатору не обойтись без периодического аудита интернет-магазина. Необходимо регулярно проверять:
-
с какой скоростью загружаются страницы;
-
все ли элементы меню функциональны;
-
нет ли на сайте битых ссылок;
-
корректно ли индексируются страницы.
Регулярный анализ результатов и мониторинг работоспособности сайта позволят исправить возможные ошибки и улучшить SEO-стратегию.
***
SEO-продвижение интернет-магазина — это динамичный процесс. Поисковые системы регулярно внедряют новые алгоритмы ранжирования, по мере развития технологий становятся более требовательными и пользователи.
Чтобы не терять конкурентоспособности, сайт интернет-магазина должен быстро загружаться, иметь удобный интерфейс, предоставлять релевантную информацию. SEO-специалисту важно помнить обо всех нюансах, необходимых, чтобы претендовать на высокую позицию в поисковике, и всегда следить за актуальными трендами как ниши продвигаемого бизнеса, так и в целом электронной коммерции.