Аффилированные сайты, или аффилиаты, – это ресурсы одной тематики, принадлежащие одному владельцу, созданные для выдавливания конкурентов из результатов поисковой выдачи. Термин «аффилирование» чаще всего используется в экономике. Но в сферу SEO он плотно вошел тогда, когда некоторые владельцы бизнеса и оптимизаторы поняли, что если один сайт в топе приносит доход, то продвижение еще одного родственного веб-ресурса поможет существенно увеличить прибыль. Это понимание привело к тому, что некоторые владельцы сайтов пытались полностью заполнить первую страницу тематической выдачи собственными проектами.
Понятно, что подобные стратегии не имеют отношения к справедливой конкуренции. Поэтому поисковые системы в борьбе за качество выдачи начали препятствовать этим манипуляциям. В результате компания «Яндекс» выпустила фильтр, который пресекает попытки монополизировать выдачу. Этот алгоритм значительно понижает рейтинг всех опознанных аффилиатов, кроме самого релевантного сайта из группы.
В разрезе темы монополизации позиций нужно отметить, что подобными манипуляциями пользовались не только в SEO, но и в контекстной рекламе. В этой сфере хитрые владельцы сайтов старались заполнить собственным проектом все блоки рекламной выдачи. Это привело к тому, что уже через короткое время аффилиат-фильтр «Яндекса» распространил свое действие на все коммерческие сервисы поисковой системы.
Для понимания принципов работы алгоритмов можно привести примеры из официальных источников.
- Правила демонстрации объявлений в «Яндекс.Директе». Сайты признаются аффилированными, если существенная часть каталогов товаров или услуг, которые предлагаются в рамках одной географической локации, совпадают. Также во внимание принимаются другие косвенные признаки, позволяющие определить, что деятельность ведется одним предпринимателем. Это правило действует, даже если сайты будут иметь разный дизайн, ценовую политику, точки администрирования и некоторые различия в ассортименте.
- Требования «Яндекс.Маркета» к рекламному контенту. Сервис может отказать в размещении коммерческих предложений, если у него возникнут подозрения в том, что все они имеют один источник или глубокую взаимосвязь между собой. В таком случае предложения группируются, а дубли скрываются из списка.
Способы наложения аффилиат-фильтра
В поисковой системе «Яндекс» разработали два основных сценария наложения санкций на аффилированные ресурсы.
- Чаще всего фильтр накладывается на сайт в автоматическом режиме. Основанием понижения позиций является наличие явных сходств: платежных реквизитов, физического адреса, номеров телефонов и пр.
- В высококонкурентных нишах часто вручную проверяют сайт на аффилиаты. Такой сценарий может быть вызван жалобой конкурента или владельца сайта, который несправедливо пострадал от алгоритма. В такой ситуации сотрудник техподдержки вручную проводит глубокий анализ.
Как происходит обнаружение аффилированных сайтов
Проверяя на аффилиат сайты, алгоритмы «Яндекс» ориентируются на множество факторов, но можно выделить самые значимые моменты:
- дублирование контактной информации (телефон, электронная почта и пр.);
- одинаковые регистрационные данные (фактический адрес, платежные реквизиты, наименование организации);
- перекрестные ссылки друг на друга;
- схожесть структуры и дизайна;
- дублированные тексты и визуальный контент;
- аналогичный ассортимент и цены;
- одинаковые регистрационные данные о владельце домена;
- публикация аналогичной информации на разных площадках;
- одинаковый IP-адрес сайтов;
- единый аккаунт в сервисах для веб-мастера.
Чем больше подозрительных совпадений определит алгоритм, тем быстрее и серьезнее наступят негативные последствия. Следовательно, чтобы поисковая система смогла проверить сайт на аффилиаты с отрицательным результатом, нужно минимизировать все возможные риски. Если использовать стратегию монополизации выдачи, то нужно постараться сделать так, чтобы фильтр не смог привязать сайты к одному административному центру.
Проверка ресурса на аффилиат-фильтр в «Яндексе»
Применение фильтра к группе сайтов-аффилиатов обычно можно определить, если страницы сначала полностью выпадают из результатов тематической выдачи, а потом возвращаются в индекс, но уже со значительно пониженными позициями. При наличии такой характерной динамики лучше сразу обратиться в специализированное SEO-агентство. Его специалисты смогут компетентно проверить на аффилиат все ресурсы, которые столкнулись с подобной проблемой.
Сегодня существуют достаточно сложные техники снятия аффилиат-фильтра. Они предполагают анализ факторов, которые учитывает поисковая система. Самостоятельно провести такую работу сложно в силу следующих причин:
- в службе технической поддержки «Яндекса» вообще не комментируют применение фильтра или отсутствие санкций по нему. Если просто задать вопрос о том, были ли понижены позиции сайта из-за подозрения в присутствии аффилированных сайтов, то в ответ можно получить сообщение о том, что они не могут дать ответ, так как в системе не оперируют понятием «аффилирование»;
- иногда при применении фильтра страницы сайта могут не выпадать из выдачи, но их позиции резко просядут. В таком случае диагностика значительно усложняется, так как существует много причин такой динамики;
- в некоторых случаях аффилированность сайтов определяется некорректно. В подобной ситуации придется вручную найти сайт, с которым алгоритм связал ваш проект, что очень сложно реализуется.
Чтобы проверить сайт на аффилиаты, многие оптимизаторы используют различные онлайн-сервисы. Примером такого инструмента может служить ресурс tools.promosite.ru/old/clones.php. Но нужно понимать, что такие сервисы работают «вслепую», так как «Яндекс» не дает комментариев по этому поводу. Кроме того, алгоритмы постоянно совершенствуются. Поэтому инструмент, работавший вчера, сегодня может не показать корректного результата. К примеру, приведенный выше ресурс может точно проверить на аффилиат, если фильтр был наложен до 2010 года, что делает этот инструмент просто неактуальным.
Как поступать, если сайт попал под аффилиат-фильтр
Диагностирование подобных проблем является сложной задачей, но это только первый шаг к их решению. Без глубоких знаний в сфере SEO лучше не начинать самостоятельную реабилитацию сайта, иначе можно сделать еще хуже. Компетентные специалисты способны провести разаффилирование, что поможет вернуть позиции сайта. В качестве вывода стоит отметить, что при выборе стратегии монополизации тематической выдачи лучше сначала учесть все нюансы работы аффилиат-фильтра, чтобы потом не столкнуться с проблемами.