Чтобы выяснить, что поможет веб-ресурсу оставаться конкурентоспособным в 2025 году, редакция Rookee опросила практикующих специалистов и экспертов в области SEO об актуальных трендах в продвижении сайтов.
Ссылки продолжают работать
Александр Алаев, АлаичЪ — автор блога Алаича и tg-канала
про SEO и бизнес, руководитель агентства “АлаичЪ и Ко”:
Ссылки продолжают работать, несмотря на многие заверения, что это уже не так.
Безусловно, основная поисковая система, реагирующая на ссылочную массу — Google.
Изменения скорее происходят не в самих ссылках, а в способах их получения. Последнее время все большую популярность получает подклейка ссылочной массы с помощью дропов. Этим объясняется очень большая конкуренция за их выкуп — чтобы не упустить хороший дроп, нужно действовать быстро и решительно.
Никуда не ушла и классическая закупка ссылок на биржах. На текущий момент для клиентов с ограниченным бюджетом на линкбилдинг способов лучше, наверное, и не осталось. Да, качество многих площадок на биржах оставляет желать лучшего, но они работают.
Также мы видим, что с весны 2024 несколько изменился учет самих ссылок. Если раньше они отрабатывали вне зависимости от Core Update, то сейчас все больше тенденция склоняется к резкому росту во время апдейтов.
Сергей Секенов — руководитель группы сопровождения клиентов Rookee:
Качество ссылок — одна из самых обсуждаемых проблем в SEO-сообществе. Ведь одна дорогая качественная ссылка принесет столько же или даже больше веса по сравнению с несколькими дешевыми ссылками с низкой релевантностью. Из-за этого растет популярность вечных и статейных ссылок.
Нюанс, о котором часто забывают неопытные владельцы сайтов: качественные ссылки — не только вечные. Арендные могут обладать не меньшим влиянием на SEO, если донор и расположение на странице выбраны грамотно.
Так как мы в Rookee используем автоматизированную закупку ссылок, работа с качеством ссылочной массы имеет свои особенности. Мы не выбираем площадки вручную, а настраиваем параметры стратегии: уровень фильтрации площадок, доменные зоны, минимальную и максимальную стоимость отдельной ссылки, показатели ИКС и DR донора и т.д. В результате все покупаемые ссылки будут соответствовать высоким стандартам качества и не придется проверять каждую в отдельности. Уже много лет такой подход облегчает работу и нам, и нашим клиентам.
Данил Девятияров — SEO Team Lead Ingate Organic:
Ссылки остаются важным элементом продвижения, но акценты смещаются в сторону качества и естественности ссылочной массы. Google продолжает активно бороться с покупными ссылками, а Penguin уже давно не отдельный инструмент, а часть алгоритмов поисковика. Все последние апдейты Google, касающиеся ссылочных профилей сайтов, основаны на AI, что позволяет поисковику более точно и в режиме реального времени вычислять некачественные ссылки.
Качественные ссылки с авторитетных и тематических ресурсов стали важнее массовой закупки.
Среди актуальных стратегий — использование PBN-сетей, подклейка дропов или PR и контентный маркетинг через публикацию на трастовых ресурсах. Но подходить к таким стратегиям нужно исключительно осознанно и с готовностью к большим трудозатратам. Что еще стоит отметить:
-
Алгоритмы Google стали лучше понимать тематику сайта-донора и сайта-акцептора.
-
Ссылки с нерелевантных ресурсов практически не учитываются, а в некоторых случаях могут даже навредить.
-
Ссылки с авторитетных сайтов в тематической нише имеют гораздо больший вес.
Юлия Федотова — директор по продукту в Топвизоре:
Хотя стратегия по разнообразию в ссылках остается актуальной, мы видим, что покупные и крауд-ссылки работают не так хорошо, как раньше. Поисковики всё лучше анализируют бэклинки, и теперь нужно тщательнее отбирать доноров и искать тематичные домены. А некачественные ссылки и вовсе могут нанести вред ранжированию сайта. Это актуально и в Яндексе — ведь в нем тоже учитывается ссылочный профиль сайта.
Покупка ссылок должна идти рука об руку с построением бренда и получением естественных ссылок, гостевыми постами, вечными ссылками на ваш ресурс в различных подборках и топах.
А это влечет за собой совсем другие объемы работ, чем простая покупка ссылок на биржах: работу с блогерами, наращивание внутренней экспертизы, создание и реализацию пиар-стратегии.
Покупка и аренда ссылок может усилить бренд компании, но если закупать много ссылок, не работая над брендом, для поисковых систем это будет скорее подозрительный сигнал.
Цена накрутки ПФ становится слишком высокой
Александр Алаев, “АлаичЪ и Ко”:
Вряд ли можно сказать, что сейчас поведенческие находятся на пике спроса. На наш взгляд, пик пришелся на 2023 год, потому что тогда крутить могла практически любая компания и даже частные SEO-специалисты. И цена на услугу до февраля 2024 года была значительно ниже. Накрутку могли себе позволить даже малобюджетные проекты. Причем ранее накрутка ограниченного числа запросов давала рост значительному хвосту, что тоже позволяло крутиться небольшим проектам.
С февральским обновлением в Яндексе ситуация несколько изменилась. Маленькие компании и частные специалисты не смогли адаптироваться к новым условиям игры.
При небольших объемах проектов цена накрутки становится слишком высокой, что не устраивает микроклиентов. Сейчас к накрутке ПФ прибегают в большей степени средние и крупные компании, которые готовы выделить хороший бюджет на большой объем запросов для накрутки.
Сергей Секенов, Rookee:
Важность поведенческих факторов высока как в Яндексе, так и в Google. То, как пользователи взаимодействуют с сайтом, напрямую влияет на то, как поисковики оценивают его полезность и привлекательность.
Если вашим сайтом интересуются меньше, чем ресурсами конкурентов — реже на него заходят, меньше времени проводят на страницах, не переходят по внутренним ссылкам — он «проиграет» позиции в выдаче. Причем по всем запросам сразу.
Чтобы такого не происходило, нужно делать сайт полезным и удобным. Это комплексная работа, в которую можно включить и создание качественного контента, и обновление шаблонов страниц, и оптимизацию под мобильные устройства, и многое другое.
Чтобы точно определить, в каких улучшениях нуждается сайт, мы в Rookee проводим анализ каналов трафика: используем данные из Яндекс Метрики, тестируем функционал сайта и анализируем ресурсы конкурентов из выдачи.
На поведенческие факторы также влияют и клики по сниппету в выдаче — мы рекомендуем улучшать его всеми доступными способами: оптимизировать Title и Description, работать над рейтингом, сделать разметку на странице, чтобы выводить цену или получить дополнительные ссылки в сниппете, и т.д.
Что касается накрутки, наша позиция всегда была такова: реальные улучшения сайта приносят гораздо более устойчивый и долговременный результат и не несут за собой рисков.
Читайте также
Как улучшить поведенческие факторы сайта и почему лучше не прибегать к накрутке ПФ
К статье
Данил Девятияров, Ingate Organic:
Поведенческие факторы остаются важным критерием ранжирования, но тенденция спроса понемногу идет на спад. “Накрутчиков” по-прежнему существует значительное количество, но их алгоритмы, софт и боты приобретают более сложные механизмы, дорожают в затратах и, соответственно, в цене на оказание услуг.
Популярные ниши среди накрутки ПФ: финансовый сектор, медицинские услуги, образование, игровая и развлекательная индустрия, автомобили, в e-commerce – тематики окон, дверей, мебели.
Михаил Сливинский, амбассадор интернет-площадок в Поиске Яндекс, заявляет:
Мы будем и дальше улучшать качество поиска, чтобы способы накрутки становились менее результативными. Они уже сильно потеряли в результативности. Это видно даже по тому, что услуги накрутки стали дороже и хуже продаются. Это означает, что отрасль накрутчиков чувствует давление.
Но наша задача – не просто забанить кого-то сегодня, а сделать так, чтобы завтра эта проблема не воскресла. Поэтому решение, которое мы создаем, должно быть инструментальным, инженерно правильно устроенным. В поиске невозможно обходиться костылями.
Тренд на полезный контент сохраняется
Юлия Федотова, Топвизор:
Тренд на полезный контент сохраняется, а в 2025 году он станет «базой» для SEO. Требования поисковых систем к контенту на сайтах заметно выросли — соответственно и конкуренция за первые места в поиске только усилилась.
Сейчас важнее делать информативный и экспертный контент, который отвечает на вопросы пользователя. Это не только поможет улучшить показатели — время на сайте, глубину просмотра — но и сформировать лояльность пользователей к ресурсу и бренду.
В этом году мы в Топвизор-Журнале ощутили, что искусственный интеллект стал сильно облегчать нам задачи, связанные с контентом. AI отлично показал себя в генерации идей для статей, построении контент-плана, анализа текста и других рутинных задачах. Нейросети помогают нам создавать SEO-ТЗ для редакторов; статьи выходят намного быстрее, так как мы не тратим время на долгое составление структуры статьи и придумывание уникальных метатегов. В общем, ускоряет рутинные задачи и экономит наше время и помогает сосредоточиться на более трудоёмких задачах.
Важно помнить, что AI не может создавать что-то новое, как это делает человек. Он анализирует и генерирует идеи только на основе предложенной ему информации. Поэтому полностью доверить ему создание контента, конечно, нельзя.
Сергей Секенов, Rookee:
Создавая контент важно помнить, что в первую очередь нужно угодить пользователям, а уже затем — поисковикам.
Анализируйте интент, пишите текст не ради вставки ключей, а с целью принести пользу читателям — такой контент вовлекает посетителей сайта и, как следствие, нравится поисковикам.
Это не значит, что тексты не нужно оптимизировать под поиск — следовать SEO-ТЗ все еще необходимо, но интент и ценность для пользователя должны оставаться в фокусе.
Нейросеть может выручить с генерацией идей, анализом интента, формулированием темы. Полностью генерировать текст с помощью ИИ не всегда уместно, а в некоторых тематиках и вовсе нельзя: например, в YMYL, таких как медицина и право.
Кроме того, учитывайте, что люди больше доверяют мнениям реальных экспертов, нежели сгенерированному контенту. Если вы создаете информационный материал, регалии автора или цитаты экспертов сделают текст более привлекательным для аудитории.
Александр Алаев, “АлаичЪ и Ко”:
Ситуация на рынке контента сильно изменилась с появлением нейросетей. Многие стали этим злоупотреблять. Это касается и специалистов, и копирайтеров, и клиентов.
Сейчас при закупке ссылок, например, на бирже, очень часто размещение происходит практически мгновенно, так как статья генерируется с помощью нейросети. Иногда эти тексты более-менее осознанные, т.к. они проходят редактуру. А иногда их качество настолько низкое, что приходится неоднократно возвращать их в доработку.
Специалисты стали генерировать с помощью нейросетей все, что угодно. Начиная от метатегов, заканчивая версткой каких-то элементов сайта. В практике была ситуация, когда контактное лицо со стороны клиента сгенерировало кусок кода и человек его на полном серьезе пытался внедрить в проект. Хотя было очевидно, что это провальная идея.
Аналогично и SEO-специалисты. К нам приходят проекты со сгенерированными тегами. Да, они могут быть красивыми. Но они не оптимизированы, размыты, плохо ранжируются.
Мы за осознанный подход в использовании ИИ. Применяем его для генерации изображений. Иногда используем его для генерации контента в проектах, где у клиента нет возможности выделить бюджет на тексты, написанные копирайтерами. Но данные тексты проходят редактуру, а также мы отслеживаем результативность их применения.
Есть простые тематики, где такой контент неплохо ранжируется, потому что модель достаточно обучена. А есть сложные, где применение нейросетей невозможно вообще.
Данил Девятияров, Ingate Organic:
Ключевые рекомендации — это ориентация на полезность, актуальность и соответствие пользовательским запросам (E-E-A-T). Контент должен решать проблемы аудитории, быть структурированным и легко читаемым.
ИИ стал мощным инструментом в создании SEO-контента, но его использование эффективно только в сочетании с редактурой и экспертизой.
Основное внимание сосредоточено на качестве, релевантности и удобстве восприятия контента. Вебмастерам следует применять ИИ для ускорения процессов, не забывая о необходимости уникальности и полезности материала.
Какие еще тенденции в сфере SEO стоит учитывать
Юлия Федотова, Топвизор:
SEO-стратегия в 2025 году должна адаптироваться к изменениям в алгоритмах поисковых систем и поведении пользователей. Вот 5 тенденций, которые, по мнению Топвизора, сформируют основу для эффективной SEO-стратегии в следующем году:
-
Активное внедрение AI в работу. Искусственный интеллект перестает быть новинкой. Сейчас он стал еще одним повседневным инструментом SEO-специалиста.
-
Сервисы вроде «Нейро» от Яндекса и AI Overviews от Google сокращают путь пользователя к ответу, предоставляя его прямо в выдаче. Это потребует создания экспертного контента. Мы видим растущий тренд ориентации на пользователя и закрытие его потребностей.
-
SEO теперь больше о создании ценности для пользователей и бизнеса, чем о генерации трафика. В 2025 году это станет стандартом, превращая SEO-специалистов в комплекс из продуктового менеджера и интернет-маркетолога.
-
Поисковые системы выделяют бренды, акцентирующие внимание на ESG (экология, социальная ответственность и корпоративное управление), поэтому важно демонстрировать усилия в этих областях — от экологичных продуктов до социальных инициатив. А это в свою очередь и упор на бренд и продукт, который он предлагает.
-
Mobile-first indexing остаётся обязательным требованием. Даже в нишах, где превалирует десктоп, мобильная версия должна быть удобной и функциональной.