Язык поисковых запросов Яндекса

Хочешь в ТОП? Хватит хотеть, пора действовать!

Начать продвижение

Язык поисковых запросов Яндекса

Опубликовано: 26 апреля 2019
Обновлено: 15 августа 2025
113.8к
6 минут
Язык поисковых запросов Яндекса
Москва г. Москва, ул. Нобеля 7, п. 56 +7 (800) 700-59-30

Поиск нужной информации в Сети не такой легкий процесс, как может показаться на первый взгляд. Поисковые системы с каждым годом «умнеют», но пока еще читать мысли пользователей они не научились.

Например, получая запрос «наполеон», «Яндекс» не знает, что именно интересует пользователя: историческая личность и его биография, рецепт торта или вообще разновидность установки гриль. Это всего лишь одно слово, имеющее множество значений.

Чтобы на странице результатов выдачи отображались правильные сайты, необходимо уточнять свой запрос, конкретизировать его. И для этого существует язык поисковых запросов «Яндекса». О том, что это такое и как им пользоваться, мы поговорим далее.

Что такое операторы «Яндекса»

Язык запросов Яндекс
яндекс host: яндекс host:

Поисковый язык «Яндекса» – это набор специальных инструментов (операторов), позволяющих уточнить запрос пользователя, сделать его более конкретизированным и направленным на определенную категорию данных.

В результате в выдаче нет лишних ссылок и документов, что значительно облегчает процесс поиска нужной информации.

Все операторы делятся на две группы:

  1. Простые – представлены в виде знаков препинаний и спецсимволов.
  2. Документные (или сложные) – представлены в виде вспомогательных слов.

К простым относятся:

  • + (плюс);
  • - (минус);
  • ! (восклицательный знак);
  • “ “ (кавычки);
  • [] (квадратные скобки);
  • * (звездочка);
  • | (прямая черта).

Обратите внимание, что больше не работают следующие операторы: 

  • звёздочка *

  • тильда ~

  • скобки ()

  • одинарный & и двойной and &&

  • двойной знак меньше <<

  • двойной восклицательный знак !!

К документным относятся:

  • url,
  • site,
  • domain,
  • host,
  • rhost,
  • mime,
  • lang,
  • date.

К документным операторам в конце всегда добавляется двоеточие («url:», «site:», «domain:» и т. д.), после чего указывается его значение.

На сегодняшний день это все работающие «помощники». Далее мы рассмотрим каждый из них более детально: какое значение имеют, как влияют на выдачу и как их применять.

+ (плюс)

Чтобы поисковая система искала только те страницы, которые обязательно содержат то или иное ключевое слово (предлог), необходимо поставить перед ним знак +. В одном запросе может быть использовано сразу несколько плюсов.

Остальные (неотмеченные) слова не всегда будут содержаться на страницах в выдаче.

Примеры:

  • как найти объем тетраэдра +по +координатам +вершин;
  • синдром +педжета-шреттера.

Поиск по страницам с ключевым словом (+)
Поиск по страницам с ключевым словом Поиск по страницам с ключевым словом

- (минус)

В синтаксисе поисковых запросов «Яндекса» есть и знак исключения – минус. То есть вместо того, чтобы отметить интересующее слово, пользователь может отметить то, что его не интересует. Следовательно, поисковик будет исключать сайты с указанным ключевиком.

Вернемся к самому первому примеру данной статьи – к наполеону. Допустим, нас интересует именно рецепт торта. Чтобы исключить из выдачи все лишнее, достаточно дописать два слова со знаком минус:

  • наполеон -бонапарт -гриль.

Исключение сайтов с указанным ключевым словом (-)
Исключать сайты с указанным ключевиком Исключать сайты с указанным ключевиком

В результате мы увидим только рецепты торта, хотя само слово «торт» не было употреблено.

Вот еще пара примеров применения данного оператора:

  • купить акустику -sven –microlab;
  • новости криптовалюты -биткоин.

! (восклицательный знак)

По умолчанию поисковая система ищет совпадения в любой морфологической форме (падеж, род, число, склонение и т. д.). Чтобы этого не происходило и словоформа сохранялась в заданном виде, необходимо поставить восклицательный знак перед словом.

Например:

  • девушка +в !белом !платье;
  • ТОП !краудфандинговых !бирж.

Поиск по определенной форме слова (!)
Поиск по определенной словоформе Поиск по определенной словоформе

“ “ (кавычки)

Кавычки применяются тогда, когда необходимо найти точное совпадение фразы. Зачастую используются для поиска первоисточника по отрывку текста.

Например:

  • “Базаров поморщился. В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного”;
  • “первая причина развития хронического бронхита”.

Точное совпадение ключевой фразы (кавычки)
Точное совпадение фразы Точное совпадение фразы

[ ] (квадратные скобки)

Данный оператор языка поисковых запросов «Яндекса» позволяет сохранить порядок слов. То есть в результатах будут показаны только те площадки, где ключевые слова употреблены в точно таком же порядке.

Наиболее часто используется в географических запросах, где важно зафиксировать направление. Например, поиск билетов в одну сторону, но не в другую:

  • купить билеты [Москва Питер];
  • билеты на поезд [Воронеж Москва].

Сохранение порядка слов (квадратные скобки)
Сохранить порядок слов Сохранить порядок слов

* (звездочка)

Наличие звездочки в запросе свидетельствует о пропущенном слове, которое необходимо найти поисковику. Если пользователь не помнит часть цитаты, он может заменить ее звездочкой (сколько пропущено слов столько и символов *).

Важно! Применяется только в сочетании с кавычками.

Примеры:

  • “лучше * в руках чем * в небе”;
  • “небоскреб бурдж-халифа высота * метров”.

Найти пропущенное слово (*)
Пропущенное слово Пропущенное слово

| (прямая черта)

Прямая черта эквивалентна союзу «или». Она применяется, когда необходимо найти совпадения хотя бы по одному из перечисленных ключевых слов.

Например:

  • iphone 8 | iphone 8s | iphone 8plus;
  • кино | фильмы | сериалы.

Найти совпадения по одному из перечисленных ключевых слов (| - "или")
Найти совпадения по одному из перечисленных ключевых слов Найти совпадения по одному из перечисленных ключевых слов

Таким образом, если на сайте содержится хотя бы один из ключей, он попадет в выдачу.

url

Данный документный оператор позволяет осуществить поиск среди страниц, которые имеют указанный URL-адрес. Часть адреса при этом можно заменить символом *, что означает, что эта часть может изменяться.

То есть мы даем прямую подсказку «Яндексу», где именно нужно искать.

Например:

  • математический анализ url:ru.wikipedia.org/wiki/*;
  • смарт-ссылки url:rookee.ru/learn/*.

Оператор "URL" - поиск среди страниц, имеющих указанный адрес
Оператор "URL" Оператор "URL"

site

Данный оператор аналогичен предыдущему, только поиск будет осуществляться не в определенном разделе, а по всему сайту (включая все поддомены и веб-страницы).

Допустим, у нас есть любимый ресурс, и мы хотим в первую очередь поискать информацию на нем. Тогда пишем:

  • site:econet.ru рецепт фондю из сыра;
  • как заключить договор купли-продажи авто site:ru.wikihow.com.

domain

Позволяет отфильтровать выдачу по доменной зоне веб-страниц.

То есть если, допустим, вам необходимо найти информацию на сайтах с доменом .ru, пишите «domain:ru». Ресурсы, заканчивающиеся на .com, .ua, .net и др. показаны не будут.

Примеры:

  • как прошли выборы в Украине 2019 domain:ua;
  • МГУ факультеты и специальности domain:edu.

Оператор "domain" - фильтр страниц по доменной зоне
Оператор "domain" Оператор "domain"

host (rhost)

Два аналогичных по значению оператора – «host:» и «rhost:» – позволяют искать информацию на страницах, размещенных на указанном хосте.

Результат идентичен «url:», если задано имя хоста. Также можно дополнительно использовать *.

«host:» – запись осуществляется от домена нижнего уровня к домену верхнего уровня. Например:

  • поисковая система host: www.google.*;
  • поисковое продвижение host:rookee.ru.

«rhost:» – запись от домена верхнего уровня к нижнему. Например:

  • сервис яндекса rhost:ru.yandex.*;
  • новости rhost:com.livejournal.*.

mime

Язык запросов «Яндекса» также позволяет фильтровать выдачу по формату найденных документов (doc, pdf, rtf и др.). Делается это с помощью оператора «mime:». Достаточно добавить его к запросу и указать требуемый формат. Всё несоответствующее показано не будет.

Например:

  • планировка студии mime:pdf;
  • инфляция в россии 2018 mime:doc.

Оператор "mime" позволяет фильтровать выдачу по формату файлов
Оператор "mime" Оператор "mime"

lang

Если необходимо найти сайты на определенном языке, данный «помощник» позволит это сделать. Сегодня «Яндекс» поддерживает следующие языки: ru (русский), uk (украинский), kk (казахский), be (белорусский), tt (татарский), en (английский), de (немецкий), fr (французский), tr (турецкий).

Примеры использования:

  • mobile-first index lang:en;
  • трудовой кодекс рф 2019 lang:ru.

Оператор "lang" поиск сайтов на определенном языке
Оператор "lang" Оператор "lang"

date

Оператор «date:» позволяет отфильтровать выдачу в соответствии с указанной датой. Причем искать можно материалы, опубликованные как в конкретный день/месяц/год, так и за определенный интервал времени:

  • date:ГГГГММДД – в указанный день;
  • date:ГГГГММ* – месяц;
  • date:ГГГГ* – год;
  • date:ГГГГММДД..ГГГГММДД – в промежутке;
  • date:>ГГГГММДД – после (или до) указанной даты (можно использовать: >, >=, <, <=).

Например:

  • новости date:20190401..20190420;
  • топ сервисы для покупки ссылок date:>20190101.

Как использовать операторы Яндекса в SEO

Для SEO-специалиста поисковые операторы Яндекса — рабочий инструмент для анализа сайта, конкурентов и поисковой выдачи в целом.

  1. Проверка индексации сайта

  2. С помощью запроса site:domain.ru можно увидеть, какие страницы сайта находятся в индексе Яндекса. Это помогает:

    • отслеживать скорость индексации новых страниц;

    • выявлять страницы, которые неожиданно выпали из индекса;

    • контролировать, не попали ли в поиск технические разделы или дубли.

  3. Поиск дублей и плагиата

  4. Если взять часть текста в кавычки или поставить перед предлогом знак «+», Яндекс будет искать точное совпадение. Это удобно для проверки:

    • не скопировали ли ваш контент конкуренты;

    • есть ли у вас внутренние дубли на разных страницах;

    • как поисковик воспринимает текстовые фрагменты.

    Пример:

    Запрос "лучшие +отели +в Москве" покажет страницы, где именно в таком виде встречается фраза, а не её «обрезанные» варианты.

  5. Анализ конкурентов

  6. С помощью операторов можно глубже изучить выдачу по конкурентам:

    • site:domain.ru intitle:ключ — страницы конкурента, где ключевая фраза встречается в заголовке;

    • inurl:каталог — только страницы с определённым словом в URL;

    • "фраза" -site:domain.ru — упоминания фразы на чужих ресурсах (без вашего сайта).

    Такой подход помогает находить успешные форматы у конкурентов, проверять их контент и собирать идеи для собственного продвижения.

  7. Сбор и проверка ключевых слов

  8. Операторы позволяют тестировать запросы и уточнять частотки. Например, знак «+» помогает отследить, как поисковик реагирует на разные формулировки:

    • купить +дом +в Москве

    • купить дом Москва

    Для SEO это важно, потому что от одного предлога или окончания может зависеть конкуренция и релевантность.

  9. Мониторинг внешних факторов

  10. Иногда удобно использовать операторы для поиска упоминаний бренда, компании или продукта. Например:

    • "название компании" -site:domain.ru — упоминания без учёта вашего сайта;

    • "бренд" +отзывы — чтобы быстро находить отзывы на сторонних ресурсах.

Таблица операторов Яндекса для SEO

Оператор

Пример запроса

Что делает

Польза для SEO

site:

site:example.ru

Показывает все страницы сайта в индексе

Проверка индексации, поиск «лишних» страниц, контроль скорости попадания новых страниц

inurl:

inurl:catalog site:example.ru

Находит страницы, где в URL есть указанное слово

Анализ структуры URL конкурентов, поиск дублей, фильтрация нужных разделов

intitle:

intitle:"купить квартиру"

Ищет страницы, где ключевая фраза встречается в заголовке

Анализ оптимизации заголовков у конкурентов, подбор релевантных страниц

"" (кавычки)

"лучшие отели в Москве"

Поиск точного соответствия фразы

Проверка дублей контента, выявление копипаста, анализ точных вхождений ключей

+

+в Москве

Заставляет учитывать предлоги и стоп-слова

Анализ реальных поисковых формулировок, уточнение запросов с предлогами

-

купить телефон -б/у

Исключает слово из поиска

Сужение выдачи, фильтрация нерелевантных результатов

OR / `

`

купить телефон OR смартфон

Поиск с любым из указанных слов

*

"купить * в Москве"

Подстановка любого слова на месте «звёздочки»

Поиск вариантов ключевых фраз, сбор дополнительных словоформ

&

купить&телефон

Ищет страницы, где слова стоят рядом

Проверка, насколько конкуренты используют ключи в правильном порядке

url:

url:about.html site:example.ru

Ищет конкретную страницу по URL

Проверка индексации отдельных страниц

title:

title:«пример»

Поиск по заголовкам страниц (устаревающий оператор, но иногда работает)

Проверка точности оптимизации Title

Читайте также 

Язык поисковых запросов Google

К статье
Рекомендуемая статья
Рекомендуемая статья Рекомендуемая статья

Оценить статью

48 4.63
Наши соцсети

Ваши материалы могут быть опубликованы в блоге Rookee!

Предлагайте экспертов или присылайте свои статьи на почту editor@rookee.ru.