Поиск нужной информации в Сети не такой легкий процесс, как может показаться на первый взгляд. Поисковые системы с каждым годом «умнеют», но пока еще читать мысли пользователей они не научились.
Например, получая запрос «наполеон», «Яндекс» не знает, что именно интересует пользователя: историческая личность и его биография, рецепт торта или вообще разновидность установки гриль. Это всего лишь одно слово, имеющее множество значений.
Чтобы на странице результатов выдачи отображались правильные сайты, необходимо уточнять свой запрос, конкретизировать его. И для этого существует язык поисковых запросов «Яндекса». О том, что это такое и как им пользоваться, мы поговорим далее.
Что такое операторы «Яндекса»

Поисковый язык «Яндекса» – это набор специальных инструментов (операторов), позволяющих уточнить запрос пользователя, сделать его более конкретизированным и направленным на определенную категорию данных.
В результате в выдаче нет лишних ссылок и документов, что значительно облегчает процесс поиска нужной информации.
Все операторы делятся на две группы:
- Простые – представлены в виде знаков препинаний и спецсимволов.
- Документные (или сложные) – представлены в виде вспомогательных слов.
К простым относятся:
- + (плюс);
- - (минус);
- ! (восклицательный знак);
- “ “ (кавычки);
- [] (квадратные скобки);
- * (звездочка);
- | (прямая черта).
Обратите внимание, что больше не работают следующие операторы:
-
звёздочка *
-
тильда ~
-
скобки ()
-
одинарный & и двойной and &&
-
двойной знак меньше <<
-
двойной восклицательный знак !!
К документным относятся:
- url,
- site,
- domain,
- host,
- rhost,
- mime,
- lang,
- date.
К документным операторам в конце всегда добавляется двоеточие («url:», «site:», «domain:» и т. д.), после чего указывается его значение.
На сегодняшний день это все работающие «помощники». Далее мы рассмотрим каждый из них более детально: какое значение имеют, как влияют на выдачу и как их применять.
+ (плюс)
Чтобы поисковая система искала только те страницы, которые обязательно содержат то или иное ключевое слово (предлог), необходимо поставить перед ним знак +. В одном запросе может быть использовано сразу несколько плюсов.
Остальные (неотмеченные) слова не всегда будут содержаться на страницах в выдаче.
Примеры:
- как найти объем тетраэдра +по +координатам +вершин;
- синдром +педжета-шреттера.

- (минус)
В синтаксисе поисковых запросов «Яндекса» есть и знак исключения – минус. То есть вместо того, чтобы отметить интересующее слово, пользователь может отметить то, что его не интересует. Следовательно, поисковик будет исключать сайты с указанным ключевиком.
Вернемся к самому первому примеру данной статьи – к наполеону. Допустим, нас интересует именно рецепт торта. Чтобы исключить из выдачи все лишнее, достаточно дописать два слова со знаком минус:
- наполеон -бонапарт -гриль.

В результате мы увидим только рецепты торта, хотя само слово «торт» не было употреблено.
Вот еще пара примеров применения данного оператора:
- купить акустику -sven –microlab;
- новости криптовалюты -биткоин.
! (восклицательный знак)
По умолчанию поисковая система ищет совпадения в любой морфологической форме (падеж, род, число, склонение и т. д.). Чтобы этого не происходило и словоформа сохранялась в заданном виде, необходимо поставить восклицательный знак перед словом.
Например:
- девушка +в !белом !платье;
- ТОП !краудфандинговых !бирж.

“ “ (кавычки)
Кавычки применяются тогда, когда необходимо найти точное совпадение фразы. Зачастую используются для поиска первоисточника по отрывку текста.
Например:
- “Базаров поморщился. В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного”;
- “первая причина развития хронического бронхита”.

[ ] (квадратные скобки)
Данный оператор языка поисковых запросов «Яндекса» позволяет сохранить порядок слов. То есть в результатах будут показаны только те площадки, где ключевые слова употреблены в точно таком же порядке.
Наиболее часто используется в географических запросах, где важно зафиксировать направление. Например, поиск билетов в одну сторону, но не в другую:
- купить билеты [Москва Питер];
- билеты на поезд [Воронеж Москва].

* (звездочка)
Наличие звездочки в запросе свидетельствует о пропущенном слове, которое необходимо найти поисковику. Если пользователь не помнит часть цитаты, он может заменить ее звездочкой (сколько пропущено слов столько и символов *).
Важно! Применяется только в сочетании с кавычками.
Примеры:
- “лучше * в руках чем * в небе”;
- “небоскреб бурдж-халифа высота * метров”.

| (прямая черта)
Прямая черта эквивалентна союзу «или». Она применяется, когда необходимо найти совпадения хотя бы по одному из перечисленных ключевых слов.
Например:
- iphone 8 | iphone 8s | iphone 8plus;
- кино | фильмы | сериалы.

Таким образом, если на сайте содержится хотя бы один из ключей, он попадет в выдачу.
url
Данный документный оператор позволяет осуществить поиск среди страниц, которые имеют указанный URL-адрес. Часть адреса при этом можно заменить символом *, что означает, что эта часть может изменяться.
То есть мы даем прямую подсказку «Яндексу», где именно нужно искать.
Например:
- математический анализ url:ru.wikipedia.org/wiki/*;
- смарт-ссылки url:rookee.ru/learn/*.

site
Данный оператор аналогичен предыдущему, только поиск будет осуществляться не в определенном разделе, а по всему сайту (включая все поддомены и веб-страницы).
Допустим, у нас есть любимый ресурс, и мы хотим в первую очередь поискать информацию на нем. Тогда пишем:
- site:econet.ru рецепт фондю из сыра;
- как заключить договор купли-продажи авто site:ru.wikihow.com.
domain
Позволяет отфильтровать выдачу по доменной зоне веб-страниц.
То есть если, допустим, вам необходимо найти информацию на сайтах с доменом .ru, пишите «domain:ru». Ресурсы, заканчивающиеся на .com, .ua, .net и др. показаны не будут.
Примеры:
- как прошли выборы в Украине 2019 domain:ua;
- МГУ факультеты и специальности domain:edu.

host (rhost)
Два аналогичных по значению оператора – «host:» и «rhost:» – позволяют искать информацию на страницах, размещенных на указанном хосте.
Результат идентичен «url:», если задано имя хоста. Также можно дополнительно использовать *.
«host:» – запись осуществляется от домена нижнего уровня к домену верхнего уровня. Например:
- поисковая система host: www.google.*;
- поисковое продвижение host:rookee.ru.
«rhost:» – запись от домена верхнего уровня к нижнему. Например:
- сервис яндекса rhost:ru.yandex.*;
- новости rhost:com.livejournal.*.
mime
Язык запросов «Яндекса» также позволяет фильтровать выдачу по формату найденных документов (doc, pdf, rtf и др.). Делается это с помощью оператора «mime:». Достаточно добавить его к запросу и указать требуемый формат. Всё несоответствующее показано не будет.
Например:
- планировка студии mime:pdf;
- инфляция в россии 2018 mime:doc.

lang
Если необходимо найти сайты на определенном языке, данный «помощник» позволит это сделать. Сегодня «Яндекс» поддерживает следующие языки: ru (русский), uk (украинский), kk (казахский), be (белорусский), tt (татарский), en (английский), de (немецкий), fr (французский), tr (турецкий).
Примеры использования:
- mobile-first index lang:en;
- трудовой кодекс рф 2019 lang:ru.

date
Оператор «date:» позволяет отфильтровать выдачу в соответствии с указанной датой. Причем искать можно материалы, опубликованные как в конкретный день/месяц/год, так и за определенный интервал времени:
- date:ГГГГММДД – в указанный день;
- date:ГГГГММ* – месяц;
- date:ГГГГ* – год;
- date:ГГГГММДД..ГГГГММДД – в промежутке;
- date:>ГГГГММДД – после (или до) указанной даты (можно использовать: >, >=, <, <=).
Например:
- новости date:20190401..20190420;
- топ сервисы для покупки ссылок date:>20190101.
Как использовать операторы Яндекса в SEO
Для SEO-специалиста поисковые операторы Яндекса — рабочий инструмент для анализа сайта, конкурентов и поисковой выдачи в целом.
-
Проверка индексации сайта
-
отслеживать скорость индексации новых страниц;
-
выявлять страницы, которые неожиданно выпали из индекса;
-
контролировать, не попали ли в поиск технические разделы или дубли.
-
Поиск дублей и плагиата
-
не скопировали ли ваш контент конкуренты;
-
есть ли у вас внутренние дубли на разных страницах;
-
как поисковик воспринимает текстовые фрагменты.
-
Анализ конкурентов
-
site:domain.ru intitle:ключ — страницы конкурента, где ключевая фраза встречается в заголовке;
-
inurl:каталог — только страницы с определённым словом в URL;
-
"фраза" -site:domain.ru — упоминания фразы на чужих ресурсах (без вашего сайта).
-
Сбор и проверка ключевых слов
-
купить +дом +в Москве
-
купить дом Москва
-
Мониторинг внешних факторов
-
"название компании" -site:domain.ru — упоминания без учёта вашего сайта;
-
"бренд" +отзывы — чтобы быстро находить отзывы на сторонних ресурсах.
С помощью запроса site:domain.ru можно увидеть, какие страницы сайта находятся в индексе Яндекса. Это помогает:
Если взять часть текста в кавычки или поставить перед предлогом знак «+», Яндекс будет искать точное совпадение. Это удобно для проверки:
Пример:
Запрос "лучшие +отели +в Москве" покажет страницы, где именно в таком виде встречается фраза, а не её «обрезанные» варианты.
С помощью операторов можно глубже изучить выдачу по конкурентам:
Такой подход помогает находить успешные форматы у конкурентов, проверять их контент и собирать идеи для собственного продвижения.
Операторы позволяют тестировать запросы и уточнять частотки. Например, знак «+» помогает отследить, как поисковик реагирует на разные формулировки:
Для SEO это важно, потому что от одного предлога или окончания может зависеть конкуренция и релевантность.
Иногда удобно использовать операторы для поиска упоминаний бренда, компании или продукта. Например:
Таблица операторов Яндекса для SEO
Оператор |
Пример запроса |
Что делает |
Польза для SEO |
site: |
site:example.ru |
Показывает все страницы сайта в индексе |
Проверка индексации, поиск «лишних» страниц, контроль скорости попадания новых страниц |
inurl: |
inurl:catalog site:example.ru |
Находит страницы, где в URL есть указанное слово |
Анализ структуры URL конкурентов, поиск дублей, фильтрация нужных разделов |
intitle: |
intitle:"купить квартиру" |
Ищет страницы, где ключевая фраза встречается в заголовке |
Анализ оптимизации заголовков у конкурентов, подбор релевантных страниц |
"" (кавычки) |
"лучшие отели в Москве" |
Поиск точного соответствия фразы |
Проверка дублей контента, выявление копипаста, анализ точных вхождений ключей |
+ |
+в Москве |
Заставляет учитывать предлоги и стоп-слова |
Анализ реальных поисковых формулировок, уточнение запросов с предлогами |
- |
купить телефон -б/у |
Исключает слово из поиска |
Сужение выдачи, фильтрация нерелевантных результатов |
OR / ` |
` |
купить телефон OR смартфон |
Поиск с любым из указанных слов |
* |
"купить * в Москве" |
Подстановка любого слова на месте «звёздочки» |
Поиск вариантов ключевых фраз, сбор дополнительных словоформ |
& |
купить&телефон |
Ищет страницы, где слова стоят рядом |
Проверка, насколько конкуренты используют ключи в правильном порядке |
url: |
url:about.html site:example.ru |
Ищет конкретную страницу по URL |
Проверка индексации отдельных страниц |
title: |
title:«пример» |
Поиск по заголовкам страниц (устаревающий оператор, но иногда работает) |
Проверка точности оптимизации Title |
