KPI — это аббревиатура, которая расшифровывается как Key Performance Indicators: ключевые показатели эффективности. Это численные индикаторы, которые описывают деятельность компании за определённый период. В крупных компаниях внедрение и отслеживание показателей практически обязательно: с ними можно легко отслеживать развитие организации и качество работы сотрудников. Но, чтобы система работала как надо, ещё до внедрения нужно разобраться, как работают KPI, что это такое и какие показатели лучше использовать в конкретном случае.
Раньше основной сферой применения индикаторов была торговля, сегодня понятие существенно расширилось и используется практически во всех сферах бизнеса. И не только: показатели KPI применяют даже для отслеживания личной эффективности. Но в первую очередь они важны для бизнеса. С помощью индикаторов можно:
Это очень наглядный инструмент, а обилие параметров позволяет подобрать актуальные показатели для любой сферы. В разных тематиках набор индикаторов будет различаться и зависеть от особенностей отрасли.
В целом внедрение KPI — шаг ответственный и иногда затратный, но при грамотном использовании полезный. Нельзя сказать, что кому-то такой способ учёта прогресса не подходит. Но многое зависит от сферы и самой компании, так что к выбору нужных показателей следует отнестись крайне ответственно. То есть KPI стоит внедрять, если вы:
Для галочки вводить KPI точно не стоит, равно как и использовать шаблонные наборы индикаторов, одинаковые для всех. Неправильно использованные показатели будут как минимум неинформативными, а в худшем случае могут и навредить делам. KPI приносят компании существенную пользу, но только при разумном применении.
Достоинства. Главный плюс внедрения ключевых показателей эффективности — с их помощью становится доступна серьёзная оптимизация процессов. Преимуществами можно назвать:
С KPI ведение бизнеса упрощается, так как многие неочевидные до того моменты проясняются и становятся нагляднее.
Недостатки. В первую очередь это факторы, связанные со сложностью внедрения:
При грамотном использовании KPI эти трудности сводятся к минимуму, а некоторые вообще можно нивелировать.
Индикаторов существует несколько сотен, но все использовать не следует. Нужно отобрать несколько (обычно до пяти) ключевых показателей конкретно для вашего бизнеса и ориентироваться на них. Слишком большое количество параметров приведёт к тому, что вы будете тратить слишком много сил и времени на их подсчёт. В качестве примера можно описать стандартные KPI для сектора продаж.
Финансовые. Показатели, связанные с денежными потоками. В продажах основными считаются:
Клиентские. Индикаторы, напрямую имеющие отношение к клиентам и их поведению. KPI включают в себя:
Количественные. Это показатели, которые в первую очередь демонстрируют количество чего-либо. К ним относятся:
Корпоративные. В основном это показатели какого-либо конкретного отдела, включающие в себя:
Этот вид KPI рассчитывается по отделам, но в целом показатели бывают индивидуальными (для одного работника), командными (для целой группы специалистов) или проектными (подсчитывают эффективность конкретного проекта и людей, которые над ним работают).
Нестандартные показатели. Некоторые компании придумывают собственные индикаторы или применяют необычные варианты, такие как:
Это комплексный процесс, требующий серьёзной подготовки. Внедрять метрики следует аккуратно: после введения показателей работа компании, возможно, существенно изменится, к этому нужно быть готовым. На основе полученных результатов будут строиться планы развития, они же влияют на премии и другие средства поощрения сотрудников.
Подготовка. Перед тем как внедрять KPI, нужно подготовить компанию к новому порядку. Сначала решение обсуждается с составом менеджеров, которые, в свою очередь, должны будут адаптировать бизнес-процессы под изменившуюся систему. Следует продумать, каким образом будут подсчитываться значения, на что будут влиять, каким образом вы собираетесь мотивировать персонал.
Определение показателей. Первый и очень важный шаг — выделить индикаторы, которые будут для вас важны. Это и командные показатели, актуальные для целых отделов и подразделений, и индивидуальные — их набор различается в зависимости от должности. KPI финансового директора и менеджера по продажам могут быть кардинально разными, потому что требуется от этих специалистов разное поведение и характер работы. Этот вопрос следует обсудить с топ-менеджментом и бухгалтерским составом, чтобы как следует понять, какие метрики актуальны для вашего бизнеса и будут наглядно демонстрировать прогресс. Если вы сможете подтвердить взаимосвязь между эффективностью работы и этой метрикой, её можно включать в список KPI. Чаще всего используют:
Создание матрицы. Когда вы определили основные показатели эффективности вашего бизнеса, понадобится ввести метрики, которые будут определять, успешно ли работает персонал. Это определённые планки, количественные значения, на которые будут ориентироваться сотрудники. Важно задавать реалистичные показатели: если их завысить, статистика будет неинформативной. Чтобы указать реалистичные цели, стоит провести опрос среди младших менеджеров и рядовых сотрудников. Таким образом планируются значения, которых следует достичь за определённый период. Планы бывают:
Обычно ставят сразу несколько планов на разные периоды времени для разных KPI. Многое зависит от темпа работ компании: если ситуация меняется стремительно, можно ввести и ежедневное отслеживание каких-либо базовых показателей.
Для B2B. Компании, работающие с другими организациями, обычно учитывают:
Для B2C. Если клиент организации — физическое лицо, метрики применяются немного другие:
Два последних параметра проверяются с помощью систем отслеживания или использования тайных покупателей.
Как выглядит матрица. Обычно это таблица с несколькими полями:
Таблицу можно составлять для одного сотрудника, для отдела или для проекта — всё зависит от того, какой индикатор учитывается.
Проработка мотивации. Чтобы сотрудники были заинтересованы в выполнении плана, их нужно чем-то мотивировать. Как правило, средства мотивации включают в себя материальные и нематериальные поощрения за выполнение определённого объёма работ. Если с материальными всё понятно (это премии и бонусная часть заработной платы), то нематериальные менее очевидны. Это может быть:
Важно подать мотивирующие факторы так, чтобы новая система не вызвала у сотрудников большого отторжения. Некоторые компании практикуют игровой формат: специальные приложения представляют выполнение рабочих задач как игру. Важное условие — объяснить сотрудникам правила нужно как можно подробнее и прозрачнее, ничего не утаивая.
Диалог с сотрудниками. Нередко внедрение KPI вызывает у работников негатив: им непривычно работать по новой системе, вдобавок много кто реализует её неграмотно. Объявить о введении индикаторов эффективности следует заранее. Сообщите, какие вы собираетесь использовать KPI, что это и для чего нужно. Старайтесь вести себя так, чтобы снизить вероятность отторжения:
Обязательно сделайте результаты наглядными: пусть они будут видны в приложении, в личном кабинете сайта или на физическом носителе вроде доски.
Внедрение. Вводить показатели лучше постепенно, изначально испытав новую систему на малой группе сотрудников. Так получится на начальных этапах отследить возможные ошибки и исправить их. Если вы уверены в работоспособности и правильности решения, можете распространять его на всю компанию: составьте документы, подготовьте планы, внедрите системы контроля результатов.
Контроль и аналитика. Это обязательное условие, если вы хотите, чтобы KPI работали как надо. Достижение результатов контролируется с помощью специального ПО или вручную. Отслеживание должно быть постоянным, чтобы результаты были достоверными и наглядными. Периодичность контроля метрик — не реже раза в месяц, на начальных этапах и в некоторых отдельных случаях, возможно, даже каждый день.
H2Плохие результаты у одного человека или отдела могут говорить о ненадлежащем качестве работы. Но, если цели не достигаются массово и постоянно, возможно, вы неправильно составили метрики: завысили значения, выбрали неправильные индикаторы. В таком случае лучше перепроверить систему и внести коррективы в цели или в сами показатели.
Эффективность KPI может быть весьма высокой, но только при правильном использовании. Внедрение индикаторов — ответственный шаг, избегайте ошибок и при появлении сомнений обратитесь к профессионалам.
Понравилась статья?
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
|
Другие термины