Дашборд: что это такое, как его сделать, виды дашбордов

Работа с активными продажами из различных источников требует от менеджера большого внимания к статистике. Эффективность каждого из охваченных каналов трафика и оплаченных рекламных интеграций необходимо отслеживать и оценивать. Большинство решений в пользу тех или иных площадок и подходящих инструментов принимается на основе текущего состояния ключевых показателей. 

Проще говоря, менеджер подбирает предположительно подходящий ресурс, размещает на нём рекламные материалы, после чего следит за приведённым трафиком и уровнем конверсии. Если поставленная цель была достигнута или перевыполнена, интеграции продолжаются и масштабируются. В противном случае, тестируются иные источники.

Со временем охват разрастается до таких масштабов, что управлять потоками трафика вручную становится практически невозможно. На помощь маркетологам приходят специализированные инструменты, которые собирают всю ключевую информацию в одном месте и формируют из неё простые таблицы и графики. Возможность получить исчерпывающие отчёты по любым задействованным площадкам существенно упрощает жизнь специалистам, работающим с трафиком.

Что такое дашборд?

Дашборд или Dashboard – это инструмент или отдельный сервис, способный собирать статистику и формировать отчёты в реальном времени. Дословно dashboard можно перевести как «информационная панель». Благодаря дашбордам руководители отдела продаж или рядовые менеджеры могут быстро анализировать текущее состояние рекламной кампании и принимать эффективные решения на основе этой информации.

Как правило, информационные панели содержат в себе различные динамические графики, разноцветные диаграммы и таблицы с цифровыми показателями, отражающими наиболее актуальные изменения. Все эти сведения используются для принятия быстрых и эффективных решений.

Разумеется, данные сами по себе не отражают ситуацию в полной мере. Их необходимо правильно анализировать и оценивать. В одном и том же графике специалисты могут видеть принципиально различные сигналы, содержание которых будет зависеть от уровня подготовки и объёма реального опыта сотрудника. То есть профессионал, отработавший множество объёмных проектов, сможет точнее понять содержание статистики и использовать её на благо компании. Тогда как начинающий аналитик будет опираться лишь на базовые теоретические постулаты, которые далеко не всегда верно соотносятся с реальным миром. 

Какие бывают дашборды?

Несмотря на очевидную ориентацию дашбордов на маркетологов, менеджеров и продажников, они находят достаточно широкое применение и в других сферах коммерческой деятельности. 

Любому руководителю полезно получать актуальные статистические данные для принятия дальновидных стратегических решений. Конечно же, набор показателей в его информационной панели будет сугубо специализированным.

Дашборд должен всегда соответствовать тем целям и задачам, которые стоят перед его пользователем. Поэтому информационную панель каждому приходится настраивать персонально под себя. Из этого также следует и то, что по своему составу и структуре дашборды бывают различными.

Стратегические

Подходят для работы руководителей среднего и высшего звеньев. Они помогают анализировать соответствие текущего состояния бизнеса тому идеалу, к которому стремятся его владельцы, исходя из постулатов базовой стратегии. 

Визуальные отчёты таких дашбордов помогают взглянуть на положение дел с самого верха компании. Отследить ключевые показатели и скорректировать направление дальнейшего развития бизнеса. Эти инструменты позволяют вносить существенные правки, которые окажут принципиальное влияние на положение дел. Они не подойдут для локальных правок на уровне специалиста.

Стратегические информационные панели не содержат достаточно детализированную статистику. Они сосредоточены на наиболее важных и общих характеристиках бизнеса. Все параметры укладываются в пространство одного экрана и отражают только показатели эффективности отделов или KPI. Этого удаётся добиваться при условии минимальной визуализации. Никаких сложных диаграмм или графиков. Чем проще и точнее представлена информация, тем лучше. Несколько таблиц с конкретными цифрами и демонстрацией их динамики.

Аналитические

Подходят для руководителей отделов, которые должны получать информацию о работе своих подчинённых и грамотно ими управлять. Аналитические дашборды включают детализацию всех показателей, которые отражают качество работы отдела за квартал, месяц или иной учётный период. Как правило, он позволяет расширять отчёт вплоть до конкретных результатов по неделям или даже дням.

Аналитические информационные панели позволяют наглядно демонстрировать эффект от всех достижений и провалов. Очень важно анализировать собственные успехи и провалы. Сбор ключевой информации о них помогает избежать в дальнейшем неприятных ситуаций и повторять высокие результаты. 

Аналитические дашборды отличаются высокой степенью концентрации информации и большими объёмами. Здесь речь уже не идёт об одной странице. Плотность данных приводит к тому, что их сложно читать и правильно воспринимать.

Этот инструмент более специализированный и требует от читателей высокой компетенции. Дополнительные элементы, такие как кнопки или фильтры, призваны видоизменять структуру отчёта в зависимости от того, на чём именно хочет сконцентрировать внимание руководитель. Таким образом можно плотнее упаковывать данные и не плодить лишние страницы с таблицами и графиками.

Операционные

Информационные панели для исполнителей на местах. Они содержат в себе простую техническую информацию о степени соответствия их работы заданным показателям. Как правило, такие дашборды включают отчёты о регулярных рутинных процессах. 

Операционные информационные панели позволяют получать сведения о наиболее базовых параметрах. Например, текущих остатках товаров на складах, времени до следующей поставки, состояние баланса банковского счёта или нечто подобное.

Исполнители на местах работают на передовой. Поэтому для них очень важно обеспечить простую и понятную форму для всех ключевых показателей. Не следует использовать в операционных дашбордах сложные параметры, которые предполагают какие-то формульные выкладки или дополнительные расчёты. Каждый пункт таких отчётов должен был понятен без дополнительных пояснений. 

Кому нужен дашборд?

Информационными панелями могут пользоваться все работники, независимо от конкретной должности или положения внутри компании. Но чаще всего их применяют:

  1. Управляющие и руководители бизнеса. Дашборды помогают им следить за текущей динамикой и вносить необходимые коррективы для её улучшения. Благодаря анализу основных статистических показателей, собранных в отчёты, получается разработать дальновидные рекомендации для менеджеров и руководителей отделов. Если их правильно настраивать и использовать, управляющие в силах качественно улучшать работу компании и повышать степень её доходности.

  2. Руководители отделов. Дашборды активно применяются менеджерами в сфере сетевой и розничной торговли. Формируемые отчёты наглядно демонстрируют все сильные стороны и слабости компании, а также помогают предсказывать потенциальную будущую прибыль и расходы. Таким образом можно принимать своевременные меры для предотвращения возможных убытков и потерь.

  3. Исполнители на местах. Инженерные информационные панели просто незаменимы в любых отраслях бизнеса, связанных с производством конечного продукта. Осознанный выпуск товара на производственной линии невозможен без прогнозирования и планирования спроса. Если не использовать дашборды на уровне инженеров, объёмы производства банально не сойдутся с полученными заказами. 

Чем отличается отчёт от дашборда?

Дашборд – это специализированный сервис или инструмент. Он предполагает собственное визуальное оформление и набор доступных элементов. А традиционные отчёты, которые обычно составляются в таблицах, серьёзно ограничены в своих возможностях для визуализации данных. Они слабо адаптированы к динамическим диаграммам и графикам, как правило, не позволяют добавлять сложных фильтров и структурировать информацию таким образом, чтобы получать различные параметры на одной странице, в зависимости от выбранных настроек.

Табличная подача отчётов существенно ограничена и не позволяет проводить быстрые сравнения, искать закономерности и выявлять устойчивые тренды. Оформление ключевых показателей, зачастую, куда важнее самих цифр. Потому что оно помогает понять, что именно означает снижение или повышение тех или иных параметров. Работать нужно с причинами, а не с их следствием.

Ещё одна значительная проблема традиционных отчётов заключается в том, что их приходится составлять вручную. Это отнимает время и силы сотрудников, которые лучше потратить на более полезные задачи. 

Выделим наиболее значительные отличия информационных панелей от традиционных отчётов:

  • Они предполагают визуальную демонстрацию сложных параметров. Благодаря этому понять текущую ситуацию сможет человек, который не задействован в непосредственном выполнении работы. Иными словами, руководитель высшего звена поймёт эффективность отдела, даже не обладая подходящей компетенцией.

  • Дашборды концентрируют внимание на наиболее существенных параметрах, скрывая более базовые данные за дополнительными кнопками и фильтрами. В случае возникновения такой необходимости, можно погружаться и в них. Такая возможность очень важна, когда руководство интересуется подробностями работы конкретных исполнителей.

  • Сортировка и группировка показателей, в зависимости от целей сотрудника, занимающегося составлением отчёта в информационной панели. Получить ответы куда проще, если все необходимые данные собраны в одном месте, а не хаотично разбросаны по всему отчёту.

  • Размещение максимально большого объёма информации на одном экране. Это одно из ключевых и наиболее заметных преимуществ дашбордов. Работая с таким отчётом, вам не придётся постоянно метаться между различными страницами в поисках нужных данных или для мониторинга динамики за учётные временные периоды. 

Где применяются дашборды?

Информационные панели широко применяются во всех сферах бизнеса. Они помогают представить технически сложную информацию в визуально простом и понятном виде. Благодаря дашбордам, намного легче не только воспринимать, но и анализировать информацию. 

Информационные панели находят применение не только в коммерческих компаниях, занимающихся продажами. Их используют государственные органы, аналитические агентства, фабрики, заводы и вообще любые производственные линии, фармакологические компании и многие другие. 

Систематизация и структурирование информации требуется во всех ключевых сферах жизнедеятельности человека. Поэтому и спрос на дашборды вполне ожидаемый и прогнозируемый. Кое-кто даже находит им применение при организации собственной жизни, а не только на рабочем месте. 

Как и где строить дашборды?

Приняв решение о переходе на информационные панели, следует выбрать определённый инструмент, который в силах реализовывать дашборды, подходящие вам и по форме, и по доступному функционалу. На настоящий момент доступны разнообразные варианты, платные и бесплатные. Нужно лишь попробовать их самостоятельно и определиться с наиболее привлекательным решением.

Excel, Google-таблицы

Популярные во всём мире инструменты для создания табличных отчётов и построения диаграмм. Будучи классическими решениями, оба варианта крайне просты в освоении и внедрении в эксплуатацию. Поэтому выделять объёмный бюджет времени на переход к работе с отчётами в этих сервисах не придётся.

Многие опытные специалисты самостоятельно осваивают подобные инструменты и используют их для систематизации собственного рабочего процесса. Это помогает повышать персональную эффективность и лучше понимать структуру и специфику выданного технического задания.

Klipfolio

Отличное решение для комплексного и технически сложного бизнеса. Этот инструмент подходит для разработки информационных панелей любого формата и содержания. А возможности для тонкой настройки позволяют интегрировать красочные виджеты, настраиваемые в визуальном редакторе. 

Правда интерфейс потребует достаточно много времени на освоение. Доступный набор функций по-началу может вызывать недоумение или даже панику. Но можете не сомневаться в том, что всё, что вам может понадобится, вы сможете найти там, где и ожидаете. То есть элементы управления в целом разработаны интуитивно понятными. Просто объём возможностей затрудняет процесс поиска необходимых элементов. 

Интеграция в структуру отчётности крупной компании потребует определённого временного периода на освоение инструмента всеми ответственными специалистами. Переходить на Klipfolio без подготовительного этапа будет неэффективно из-за невозможности сформировать правильную документацию. 

Tableau

Очень мощный инструмент, специализирующийся на работе с объёмными базами данных. Далеко не все сервисы, разрабатывающие информационные панели, добавляют в них возможности обработки больших массивов данных, собранных в таблицы. Для этого необходимо подключать значительные вычислительные мощности, а значит повысится и стоимость инструмента. Но Tableau предлагает своим клиентам высокий уровень сервиса в сочетании с обширными возможностями по обработке баз данных, без каких-либо переплат. 

Ресурс закрыт для посещения из России. 

Qlik

Стандартное и максимально простое решение для интеграции информационных панелей в отчётности бизнеса. Этот инструмент обладает понятным интерфейсом, позволяя при этом работать с самыми разнообразными источниками, объединяя всю собранную информацию в визуально красивые и удобные отчёты. Панель индикаторов содержит все необходимые элементы и настраивается под цели и задачи пользователя. 

Поддержка функций и формул способствует использованию статистики из различных источников, которые могут быть как внешними, так и внутренними. Qlik самостоятельно собирает определённую информацию о коммерческом сегменте Глобальной сети. Вы сможете воспользоваться статистикой о текущем положении дел в некоторых нишах и каналах трафика.

Geckboard

Специализированное решение для бизнес-клиентов. Этот инструмент в общем похож на Google Data Studio. Он содержит в себе набор доступных шаблонов-виджетов, добавление которых приводит к формирование определённой структуры автоматически генерируемых отчётов. Настройка источников статистических данных выполнена просто и интуитивно понятно. Поэтому инструмент интегрируется в систему составления отчётов максимально гладко и быстро.

Главным преимуществом Geckoboard можно посчитать широкие возможности для визуализации сухих цифровых показателей. Благодаря настраиваемым виджетам, вы сможете придать отчёту наиболее подходящую форму, понятную и рядовым исполнителям, и руководству компании. 

Это платный инструмент. Его бесплатная версия не включает в себя каких-то полезных виджетов. Поэтому сформировать в ней полноценный отчёт не получится. А ещё одним его недостатком можно посчитать слабую кооперацию с отечественными сервисами. Он куда более активно развёрнут на англоязычные каналы.

(Голосов: 3, Рейтинг: 5)

Вам подойдёт следующая услуга
Видео по теме