Каннибализация в SEO — это процесс, при котором страницы одного сайта соревнуются друг с другом за место в поисковой выдаче по одинаковым запросам. Это затрудняет продвижение сайта и снижает конверсию.
Негативное влияние на SEO
Каннибализация возникает, когда несколько страниц сайта релевантны одним и тем же поисковым запросам. Такое возможно, если на сайте по ошибке создали страницы с похожим содержанием, оптимизированным под запросы из одного тематического кластера.
Есть и другие причины, почему каннибализация запросов может препятствовать продвижению:
-
Бюджет на продвижение расходуется неразумно, показатель ROI снижается.
-
Продвижение одного запроса на двух разных URL снижает качество ссылочной массы.
-
Перелинковка станет более сложной, трафик и ссылочная масса разделяется между двумя страницами.
Как избежать
Предотвратить каннибализацию запросов помогает создание структуры сайта со строгой иерархией, при которой на верхнем уровне находятся страницы-категории, которые разделяют на тематические подкатегории, которые в свою очередь включают в себя отдельные страницы. Новый сайт может избежать каннибализации следуя правилам:
-
При сборе семантики разбивайте её на тематические кластеры. Страницы и категории сайта должны соответствовать выделенным блокам.
-
Присваивайте уникальные заголовки title, description и h1 каждой странице сайта.
-
Наполняйте сайт полезным контентом, соответствующим теме, и не дублируйте содержание разных страниц.
Как исправить
Борьба с уже возникшей каннибализацией — процесс более сложный, особенно для больших и разветвленных ресурсов. В первую очередь, необходимо её обнаружить, и сделать это можно двумя способами:
Вручную
Введите в поисковую строку запрос и оператор site:rookee.ru (конечно же, нужно использовать адрес вашего сайта). Если поисковик выдаст несколько страниц по одному запросу — это признак каннибализации.
Также бывает, что поочередно показывается то одна, то другая страница сайта. Это говорит о том, что поисковые роботы не могут определить, какая страница более релевантна запросу.
С помощью специализированных сервисов
Этот способ подходит для крупных ресурсов с разветвленной картой сайта. Специализированный сервис найдет проблемы в автоматическом режиме и представит список URL-адресов проблемных страниц.
При обнаружении проблемы, первым делом заново соберите семантическое ядро и сгруппируйте запросы по темам. Затем составьте условную тематическую схему из уже имеющихся страниц и сопоставьте её с новым семантическим ядром, при их несовпадении удалите или перенастройте ненужные страницы.
Намеренная каннибализация
Некоторые ресурсы намеренно продвигают одинаковые запросы с помощью контекстной рекламы и SEO. Смысл этих действий в том, чтобы занять как можно большую часть ТОПа и привлечь максимальное количество трафика в обход конкурентов.
Такая стратегия подходит не всем и требует регулярной оценки эффективности. В этом помогает индекс ITR (Incremental Traffic Ratio), который определяет влияние брендовой контекстной рекламы на приток аудитории:
-
При отрицательном ITR брендовая реклама снижает количество органических переходов и целевого трафика. Эта проблема часто возникает у компаний, неизвестных пользователям. В этом случае каннибализации лучше не допускать.
-
Если ITR превышает 0%, значит, контекстная реклама помогает привлекать новую аудиторию. Такой показатель говорит о конструктивности каннибализации и обычно свойственен компаниям, уже имеющим свою клиентскую базу.
-
ITR превышает 100% в тех случаях, когда контекстная реклама не только привлекает новых пользователей, но и увеличивает количество органических переходов. Это достигается благодаря сильной стратегии SEO, SMM и монополизации контекстной рекламы.