Каннибализация в SEO: как не снижать эффективность своего продвижения

Хочешь в ТОП? Хватит хотеть, пора действовать!

Начать продвижение

Каннибализация в SEO: как не снижать эффективность своего продвижения

Опубликовано: 13 ноября 2023
1.4к
5 минут
Каннибализация в SEO: как не снижать эффективность своего продвижения
Москва г. Москва, ул. Нобеля 7, п. 56 +7 (800) 700-59-30

Каннибализация в SEO — это процесс, при котором страницы одного сайта соревнуются друг с другом за место в поисковой выдаче по одинаковым запросам. Это затрудняет продвижение сайта и снижает конверсию. 

Негативное влияние на SEO

Каннибализация возникает, когда несколько страниц сайта релевантны одним и тем же поисковым запросам. Такое возможно, если на сайте по ошибке создали страницы с похожим содержанием, оптимизированным под запросы из одного тематического кластера.

Поисковики редко размещают несколько результатов с одного сайта в ТОПе, поэтому если оптимизировать две страницы ресурса под один запрос, то только одна из них будет высоко ранжироваться. Но алгоритмы поисковых систем постоянно обновляются, а требования к сайтам изменяются, так что похожие страницы начнут поочередно то расти, то падать в результатах поиска, бесконечно соревнуясь друг с другом. Это приведет к тому, что ни одна из них не сможет полноценно достичь цели продвижения: трафик будет приходить наплывами, а конверсия станет низкой.

Есть и другие причины, почему каннибализация запросов может препятствовать продвижению:

  • Бюджет на продвижение расходуется неразумно, показатель ROI снижается.

  • Продвижение одного запроса на двух разных URL снижает качество ссылочной массы.

  • Перелинковка станет более сложной, трафик и ссылочная масса разделяется между двумя страницами.

Как избежать 

Предотвратить каннибализацию запросов помогает создание структуры сайта со строгой иерархией, при которой на верхнем уровне находятся страницы-категории, которые разделяют на тематические подкатегории, которые в свою очередь включают в себя отдельные страницы. Новый сайт может избежать каннибализации следуя правилам:

  1. При сборе семантики разбивайте её на тематические кластеры. Страницы и категории сайта должны соответствовать выделенным блокам.

  2. Присваивайте уникальные заголовки title, description и h1 каждой странице сайта.

  3. Наполняйте сайт полезным контентом, соответствующим теме, и не дублируйте содержание разных страниц.

Как исправить 

Борьба с уже возникшей каннибализацией — процесс более сложный, особенно для больших и разветвленных ресурсов. В первую очередь, необходимо её обнаружить, и сделать это можно двумя способами:

Вручную

Введите в поисковую строку запрос и оператор site:rookee.ru (конечно же, нужно использовать адрес вашего сайта). Если поисковик выдаст несколько страниц по одному запросу — это признак каннибализации. 

Также бывает, что поочередно показывается то одна, то другая страница сайта. Это говорит о том, что поисковые роботы не могут определить, какая страница более релевантна запросу. 

С помощью специализированных сервисов

Этот способ подходит для крупных ресурсов с разветвленной картой сайта. Специализированный сервис найдет проблемы в автоматическом режиме и представит список URL-адресов проблемных страниц.

При обнаружении проблемы, первым делом заново соберите семантическое ядро и сгруппируйте запросы по темам. Затем составьте условную тематическую схему из уже имеющихся страниц и сопоставьте её с новым семантическим ядром, при их несовпадении удалите или перенастройте ненужные страницы.

Намеренная каннибализация

Некоторые ресурсы намеренно продвигают одинаковые запросы с помощью контекстной рекламы и SEO. Смысл этих действий в том, чтобы занять как можно большую часть ТОПа и привлечь максимальное количество трафика в обход конкурентов.

Такая стратегия подходит не всем и требует регулярной оценки эффективности. В этом помогает индекс ITR (Incremental Traffic Ratio), который определяет влияние брендовой контекстной рекламы на приток аудитории:

  • При отрицательном ITR брендовая реклама снижает количество органических переходов и целевого трафика. Эта проблема часто возникает у компаний, неизвестных пользователям. В этом случае каннибализации лучше не допускать.

  • Если ITR превышает 0%, значит, контекстная реклама помогает привлекать новую аудиторию. Такой показатель говорит о конструктивности каннибализации и обычно свойственен компаниям, уже имеющим свою клиентскую базу.

  • ITR превышает 100% в тех случаях, когда контекстная реклама не только привлекает новых пользователей, но и увеличивает количество органических переходов. Это достигается благодаря сильной стратегии SEO, SMM и монополизации контекстной рекламы.


Оценить статью

7 4.71