Сегодня в поисковом продвижении все большее значение имеет качество поведенческих факторов. Если говорить просто, то для улучшения этих показателей нужно постараться удержать посетителей на сайте, а также вовлечь их в активное взаимодействие. Но как это сделать? Конечно, нужен качественный контент, а коммерческим сайтам – еще интересные предложения, но это не все. Очень важно, чтобы посетителю было удобно пользоваться ресурсом.
Именно поэтому возникло такое понятие, как usability, что дословно с английского языка можно перевести как «удобство использования». Сегодня под этим термином подразумевают пользовательский опыт, полученный при взаимодействии с сайтом. Качественная работа с юзабилити позволяет получить следующий эффект:
- увеличение среднего времени нахождения на сайте,
- улучшение конверсии,
- увеличение глубины просмотра.
Все это в итоге приводит к росту позиций в поисковой выдаче и увеличению клиентской базы. Это хорошо, но как проработать юзабилити?
Есть общие рекомендации, позволяющие сделать сайт более удобным. Но на практике оказывается, что у каждого проекта есть своя целевая аудитория, к требованиям которой приходится подстраиваться. Поэтому в направлении внутренней оптимизации лучше всего работает анализ юзабилити сайта. Он направлен на сбор информации, которая поможет показать слабые стороны ресурса. Комплексный анализ usability направлен на следующие элементы взаимодействия:
- качество текстового контента,
- особенности форматирования текстов,
- присутствие функциональных элементов и их логику,
- позиционирование блоков сайта,
- дизайн ресурса.
Это только основные моменты, которые рассматривает usability-анализ сайта. В этом направлении оптимизации не существует совершенства, поэтому всегда можно найти способ сделать сайт еще удобнее. Но нужно понять, что именно необходимо улучшать и в каком направлении. Для этого разработаны стратегии анализа юзабилити.
Методики анализа юзабилити
«Коридорное» тестирование
Для этого нужно привлечь независимых респондентов, которые получают определенное задание. Это может быть поиск определенной информации или выполнение конкретной задачи. В ходе тестирования за действиями людей следит программа, которая записывает сессию. Эта методика позволяет определить точки растерянности и замедления. Такой анализ usability дает объективную оценку только при привлечении достаточно большого количества респондентов.
А/В тестирование
Этот способ заключается в периодическом изменении разных элементов сайта с фиксацией результатов. К примеру, можно изменить расположение функциональных блоков, цвет и текст CTA-элементов (Call to action, «призыв к действию»), структуру текста и пр. Методика позволяет понять, какие решения больше нравятся посетителям, что повышает конверсию и качество пользовательских факторов.
Анализ отзывов посетителей
Для реализации этой методики анализа юзабилити сайта необходимо внедрить формы обратной связи, в которых нужно попросить пользователей указать неудобные для них моменты. Нужно подготовиться к тому, что не все мнения будут корректными или объективными, но какие-то подсказки получить можно.
Наблюдение за пользователями
В «Яндекс.Метрике» доступен Вебвизор, который автоматически записывает поведение посетителей сайта. Просматривая ролики с визуализацией действий пользователей, можно увидеть, что их останавливает на пути к совершению конверсионного действия. К примеру, можно понять, что если после добавления товара в корзину человек в разных направлениях водит курсор, то ему просто непонятно, как продолжить оформление покупки.
Экспертная оценка
Это платный анализ usability сайта, но он отличается высокой эффективностью. Такую услугу предоставляют эксперты, которые хорошо разбираются в тонкостях оптимизации интерфейса сайтов, маркетинге и психологии. После анализа они составляют перечень слабых мест, а также дают рекомендации, которые помогут исправить ситуацию.
Юзабилити, в отличие от технических показателей, не имеет точной оценки качества, так как многое зависит от психологических особенностей человека, его привычек и ранее полученного опыта. Поэтому для улучшения пользовательских факторов сначала стоит выполнить базовые требования к юзабилити. Нужно обратить внимание на следующие моменты:
- тексты имеют логичную структуру для упрощения быстрого восприятия информации;
- не используются лишние элементы дизайна;
- контент содержит конкретику без воды;
- вся важная информация находится на первом экране, то есть ее видно без скроллинга;
- используются интерактивные подсказки для упрощения взаимодействия;
- структура сайта позволяет попасть на любую страницу в 3–4 клика.
После этого следует провести продолжительное наблюдение за поведением пользователей, анализируя результаты. При наличии ошибок их нужно разделить по следующим критериям: технические, дизайн, контент. Это позволит спланировать действия и эффективно проработать юзабилити.