UX/UI-дизайнер: кто это такой и чем занимается (профессия разработчика интерфейсов)

Хочешь в ТОП? Хватит хотеть, пора действовать!

Начать продвижение

UX/UI-дизайнер: кто это такой и чем занимается (профессия разработчика интерфейсов)

Опубликовано: 03 июля 2022
1.3к
22 минуты
UX/UI-дизайнер: кто это такой и чем занимается (профессия разработчика интерфейсов)
Москва г. Москва, ул. Нобеля 7, п. 56 +7 (800) 700-59-30
Техническое устройство сайтов становится всё более и более сложным. От простоты и удобства элементов навигации, зачастую, зависит едва ли не больше, чем от качества работы службы доставки. Посетители обращают внимание на любые мелочи, независимо от того, помогают они или мешают. А если обратить внимание на совместные исследования, проведённые компаниями Google и MTM, порядка 74% пользователей избавляются от приложений ритейлеров, установленных на мобильных устройствах, из-за плохого интерфейса.

Именно за этот элемент дизайна отвечает UX/UI-дизайнер. Когда вы находите приложение с красивым и логичным интерфейсом, в котором каждый инструмент расположен там, где вы ожидаете его найти, можете быть уверены, что это результат качественно выполненной работы UX/UI-дизайнера. 

Что такое UI-дизайн?

UX/UI-дизайн – это процесс проектирования интуитивно понятных, но при этом удобных и эстетически красивых пользовательских интерфейсов. Ценность специалистов, занимающихся разработкой инструментов для посетителей, сегодня невероятно высока. Поэтому на рынке труда наблюдается серьёзный дефицит подготовленных кадров. 

Чтобы лучше погрузиться в суть понятия UX/UI-дизайна, давайте разберём его более подробно. Начнём с определения обозначений «UX» и «UI».

UX 

Расшифровывается, как User Experience. Это пользовательский опыт, который включает в себя такие параметры, как качество и удобство элементов навигации, набор доступных функций и простота восприятия текстовых материалов.

Дизайнеры пользовательских интерфейсов должны уметь формировать интерфейс, который сделает взаимодействие с готовым продуктом лёгким и приятным. Все категории пользователей должны понимать его техническое и логическое устройство. Ведь именно от качественного интерфейса зачастую зависит, сколько придётся сделать кликов от момента загрузки главной страницы ресурса, до оформленной покупки. Поэтому у UX-дизайнера тут огромный объём работы: анализ предложений конкурентов, опрос целевой аудитории и изучение процесса взаимодействия пользователей с аналогичными интерфейсами. 

Качественный интерфейс сопоставим по своему значению с качественным сервисом. Когда вам нравится обслуживание того или иного бренда, у вас возникает желание посещать его торговые точки как можно чаще. А это прямым образом влияет на процент конверсии и объёмы продаж. Точно так же обстоят дела и с пользовательским опытом. Качественный User Experience сам по себе выступает в качестве одного из элементов воронки продаж

UI

Расшифровывается, как User Interface – пользовательский интерфейс. В него входит большая часть наполнения сайта: компоновка всех элементов страницы, цветовая палитра, общая композиция, дизайн системы навигации и других визуальных атрибутов, присущих любому ресурсу в Глобальной сети. Дизайнер пользовательских интерфейсов занимается всем этим.

Из-за тесной связи пользовательских интерфейсов и пользовательского опыта, зачастую разработкой обоих занимается один специалист. Поэтому специальность и называют UX/UI-дизайнер. Работа со столь значительными элементами коммерческого ресурса требуют высокой квалификации и обширного практического опыта. 

Что входит в UI-дизайн?

UX/UI-дизайнеры работают и с приложениями, и с сайтами. Поэтому структура процесса разработки может существенно различаться, в зависимости от специфики конкретного проекта. Тем не менее в большинстве случаев дизайнер проходит ряд стандартных этапов создания готового продукта. Давайте подробнее разберёмся в том, что делают UI-дизайнеры.

Фото дизайнеров интерфейса за работой Фото дизайнеров интерфейса за работой

1. Аналитика целевой аудитории

Первым делом нужно собрать полноценную статистику по затронутому сегменту аудитории. В неё входя:

  • возраст;

  • пол;

  • интересы;

  • регион проживания;

  • образование;

  • семейное состояние;

  • уровень дохода и прочее.

Чем больше информации, тем проще даётся разработчику его работа. В результате анализа собранной статистики формируется портрет целевой аудитории, на основании которого удаётся предсказывать поведение посетителей на страницах сайта или внутри приложения. Возможность предугадывать следующие действия человека помогает воплотить максимально понятный и удобный продукт, который не потребует времени на знакомство и освоение.

В том случае, когда целевая аудитория очень обширная и портрет получается слишком общим и неконкретным, нужно сегментировать её на более мелкие потоки. Разбивая общий поток трафика на отдельные категории, можно лучше представить себе основную задачу. Если ваши посетители, например – это пенсионеры и студенты, то придётся создавать адаптивный дизайн, подходящий и тем, и другим. 

2. Анализ сегмента рынка

После сбора статистики о целевой аудитории приходит очередь оценить уровень конкуренции, с которой придётся столкнуться при запуске проекта. Анализ решений похожих приложений и ресурсов позволяет быстрее и эффективнее определиться с общим концептом и приступать к его воплощению.

Совершенствуйте чужие проекты и исправляйте ошибки, допущенные коллегами по цеху. Если конкуренция недостаточная или анализ не показывает никаких значительных результатов, можно обратить внимание на смежные сегменты. Проверьте непрямых конкурентов и оцените качество их дизайна. 

3. Разработка концепции

После сбора информации следует переходить к созданию общей структуры будущего ресурса или приложения. В этот момент формируются основные разделы, их расположение и варианты взаимодействия друг с другом.

Правильная структура достигается благодаря качественной информационной архитектуре. Именно она отвечает за ранжирование контента на странице. Наиболее важная информация должна располагаться как можно выше, а внутренние ссылки лучше размещать как можно ближе к началу абзаца.

Используя различные правила информационной архитектуры вы сможете естественным путём сформировать правильную структуру для будущего проекта. В большинстве случаев именно такой формат ресурса ожидают увидеть ваши посетители. 

В это же время происходит разработка Customer Journey Map, что переводится как «Карта Пользовательских Путей». На практике она представляет собой симуляцию реального взаимодействия потребителя с готовым продуктом. Дизайнер прогнозирует путь, который привёл аудиторию на страницу ресурса, и порядок действия уже внутри площадки. Таким образом можно оценить сложность тех или иных барьеров, неизбежно возникающих на пути посетителя.

Карта также помогает оценить потенциальные страхи и причины отказа от эффективных действий. По возможности все препятствия на пути к совершению покупки должны быть полностью удалены или максимально сглажены.

4. Реализация прототипа

Фото дизайнера интерфейса с планшетом Фото дизайнера интерфейса с планшетом

Прототипирование позволяет опробовать на практике различные варианты дизайна пользовательского интерфейса. Собирается выборка целевой аудитории и на ней происходит тестирование разнообразных прототипов.

Как правило, проводятся A/B тестирования. Они предполагают использование двух различных вариантов конечного продукта и сравнение их эффективности друг относительно друга. То есть разработчик может в полевых условиях получить реальную статистику по пользовательскому опыту для тех или иных концепций реализации интерфейса. 

Успешные прототипы обычно демонстрируют целевой аудитории, заказчикам или акционерам. Всё зависит от внутренней организации проекта. С помощью модели будущего ресурса можно привлечь дополнительные инвестиции и подогреть пользовательский интерес. 

При реализации прототипа первым делом нужно создать вайрфрейм или wireframe, что переводится с английского, как «каркас». Речь идёт о воплощении общей модели, которая будет отражать общую концепцию и визуальную составляющую проекта. Сюда входят отдельные разделы и основные элементы интерфейса. Отличительными чертами вайрфрейма являются монохромность и относительно слабая детализация. Это упрощённый макет будущего ресурса. Но он позволяет протестировать основные инструменты и оценить логику их работы с точки зрения неподготовленного посетителя.

Сразу за вайрфреймом следует полноценный макет. Он включает в себя различные элементы дизайна. Страница наполняется цветом, логотипами и изображениями. Также происходит создание текстового контента. Итоговый дизайн становится достаточно наглядным и понятным. Макет очень важен для оценки сочетаемости выбранных цветов и их общей гармонии. Также на макете хорошо прослеживается и общая композиция. 

После того, как макет был завершён, приходит пора для создания модели будущего продукта. Её также называют интерактивным прототипом. Он представляет собой полноценный ресурс, наполненный полезными материалами, оформленный и корректно настроенный. Посетители могут полностью оценить качестве его работы. 

5. Тестирование

Готовая модель проекта проходит масштабные тестирования. Тестеры ловят всевозможные ошибки и ищут нарушения в логике работы инструментов. Проводимые тестирования могут быть сосредоточены как на его качестве, так и на количестве.

Первый вариант предполагает оплату профессиональных тестеров, которые знают, как правильно проверять подобные проекты. Они оценят проработку всех слабых мест и предоставят развёрнутые рекомендации. Если делать ставку не на качество, а на количество, то разработчик получает широкую выборку посещений, но она будет реализована на неподготовленной аудитории, которая может пропустить существенные недоработки.

Для UX/UI-дизайна важна качественная обратная связь. Потому что разработчики смотрят на проект с технической точки зрения и думают о том, как правильно реализовать тот или иной элемент. Тогда как пользователь не видит внутреннее устройство проекта и оценивает исключительно только пользовательский интерфейс. Это позволяет взглянуть на него с другой стороны и понять, что выбивается из общей концепции. В конце концов разработчик может банально неверно интерпретировать действия целевой аудитории на странице. А значит и элементы навигации будут размещены не там, где следует. 

После завершения тестирования начинается этап финальной доработки проекта. При этом до самого момента выпуска готового продукта могут добраться сразу несколько его удачных прототипов. 

6. Постпродакшн

После успешного запуска, любой проект нуждается в продвижении и обслуживании. Дизайнеры продолжают свою работу и, по мере поступления статистической информации по естественным посетителям, они дорабатывают пользовательский интерфейс.

Опять тестируются различные концепции и корректируется расположение различных элементов. Иногда в проект вводятся новые инструменты и функции. А зачастую приходится проводить полноценный редизайн из-за, пропущенных на этапе тестирования, недочётов текущей концепции. 

Сколько зарабатывает UI-дизайнер?

Фото дизайнеров интерфейса за работой Фото дизайнеров интерфейса за работой

Если рассматривать работу UX/UI дизайнера в разрезе всей России, то средняя заработная плата, согласно исследованиям, опубликованным на сайте Rabota.ru, составляет сто шесть тысяч рублей. Если говорить о начинающих специалистах, которые ещё не могут претендовать на вакантные места в крупных компаниях, то они находят работу с заработной платой порядка семидесяти тысяч рублей в месяц. 

Опытные профессионалы, обладающие обширной практикой и внушительным портфолио, запрашивают оклад в несколько сотен тысяч рублей в месяц. Если говорить о зарубежных проектах, то ценники на серьёзных UX/UI дизайнеров могут быть ещё выше. 

В европейских странах различия в заработной плате UX и UI-дизайнеров бывают достаточно ощутимы. Например, в Германии за услуги UX-дизайнера обычно платят около шестидесяти тысяч евро в год. Тогда как UI-специалисту готовы предоставить оклад только в 48 тысяч евро в год. Поэтому выгодно распространить свою компетенцию на оба направления. Тогда вы вполне сможете претендовать на ещё большие деньги в подходящей компании. 

Что нужно уметь UI-дизайнеру?

Сложность работы UX/UI-дизайнера во многом связана с широким диапазоном его задач. Именно на нём держится большая часть технической составляющей проекта. 

Профессиональные навыки (hard skills)

Набор профессиональных компетенций, которые требуются от UX/UI-дизайнера, едва ли умещается в представления о требованиях к одному единственному специалисту:

  1. Основы разработки интерфейса – это та самая база, на которой держится вся работа UX/UI-дизайнера. Причём знания должны охватывать и десктопные проекты, и мобильные приложения.

  2. Веб-программирование и дополнительные инструменты – в зависимости от специфики проекта, задачи у UX/UI-дизайнера могут быть принципиально различные. Например, ему может понадобиться знания сервисов разработки сайтов, вроде Tilda Readymag или Webflow. Программное обеспечение для разработки интерфейсов, такое как Adobe XD также должно быть освоено UX/UI-дизайнером. В качестве дополнительных инструментов можно рассмотреть Figma, Sketch, Adobe After Effects и тому подобные продукты. 

  3. Основы диджитал-маркетинга – они понадобятся, когда UX/UI-дизайнер примется анализировать целевую аудиторию или разработку прямых конкурентов. Подобные исследования всегда ложатся в основу будущего проекта и попросту не могут быть проигнорированы.

  4. Анализ информации – правильная работа со статистическими данными – это отдельный профессиональный навык. Недостаточно просто собирать информацию из доступных источников. Важно правильно её структурировать и делать точные выводы и предположения. Полезно также освоить и методику анализа бизнес-задач. 

  5. Понимание основ дизайна – зачастую, от UX/UI-дизайнера требуется художественное мышление, которое позволяет самостоятельно сформировать правильную палитру, создать эргономичную структуру и добиться визуально привлекательной общей композиции. 

Личные качества (soft skills)

Набор персональных компетенций и подходящих черт характера бывает не менее важной составляющей эффективного исполнителя. UX/UI-дизайнеру приходится брать на себя большую ответственность и постоянно находиться в стрессовом состоянии. Поэтому от него требуется:

  1. Уметь анализировать чувства и проблемы аудитории – невозможно решить проблему, если нет точного понимания, в чём она заключается.

  2. Стремление к саморазвитию – сложные профессии требуют постоянного повышения квалификации и ознакомления со всеми инновационными и актуальными инструментами и практиками. 

  3. Усидчивость – большие объёмы работы, которые ставятся перед UX/UI-дизайнером, могут попросту демотивировать неподготовленного специалиста. Задачи кажутся просто бесконечными, а выполнение одной влечёт за собой образование новых. Важно не терять концентрации и сохранять продуктивность, независимо от обстоятельств.

  4. Коммуникабельность – UX/UI-дизайнеру приходится общаться практически со всеми специалистами, задействованными в разработке проекта. Иначе он просто не сможет донести разработанную концепцию до всех ответственных исполнителей. Без правильно отлаженной системы коммуникации, хорошая идея может превратиться в мешанину из различных её интерпретаций.

  5. Креативность – любой дизайнер, независимо от конкретной специализации, занимается творческой работой. От него требуется художественное мышление и навыки визуализации информации. Без внедрения необычных и креативных решений не удастся разработать интересный конечный продукт. 

В чем разница между UX и UI дизайном?

На самом деле оба этих направления очень похожи друг на друга. В идеале их даже отделять друг от друга не следует. Потому что UX-дизайн сфокусирован на технической стороне работы пользовательского интерфейса. Благодаря основательному подходу к его разработке удаётся добиваться удобных и интуитивно понятных конструкций в сайтостроении и создании приложений.

Что касается UI-дизайна, то он в большей степени отвечает за внешний вид пользовательского интерфейса. Визуальная составляющая, с маркетинговой точки зрения, бывает не менее важна, чем техническая. Правильно оформить все элементы, расположенные на странице – сложная и комплексная задача. Она требует множества различных умения и навыков, а также немалого практического опыта. 

Сложно представить себе разработку пользовательского интерфейса при отрыве технической составляющей от визуальной. Они должны находиться в согласии друг с другом и создавать единую композицию, соответствующую философии и целям бренда.

Чем отличается веб-дизайнер от UI-дизайнера?

После того, как становится понятно, чем конкретно занимаются UX/UI-дизайнеры, необходимо разграничить сферу их полномочий от обязанностей, возлагаемых на веб-дизайнеров. 

Вообще термин «веб-дизайн» можно в полной мере считать устаревшим. Он возвращает нас к тем временам, когда разработкой ресурсов в Глобальной сети занимались отдельные специалисты. Они брали на себя все обязанности, от начала и до конца.

Веб-дизайнеры создают полноценные ресурсы, но они не углубляются в процессы взаимодействия целевой аудитории с элементами навигации и управления. В результате развития Интернета, понятие веб-дизайна стало охватывать только разработку макетов сайтов. Оно больше не распространяется на приложения или какие-либо виды интерфейсов. 

Получается, что веб-дизайнер занимается разработкой виртуального пространства. Он отвечает за его удобство, красоту и функциональность. Это могут быть сайты, блоги, интернет-магазины, сообщества или что-либо ещё. При этом основной задачей веб-дизайнера становится организация структуры и подачи контента. Именно от его работы зависит скорость, с которой посетители находят желаемое на страницах ресурса. 

UX/UI-дизайн вырос из веб-дизайна и стал одной из его составляющих. Задачи, которые стоят перед разработчиками сегодня, очень сложные и комплексные. Их физически невозможно закрывать силами одного единственного специалиста. Поэтому работу и разделили на несколько различных компетенций. Которыми стали, в том числе, и UX/UI-дизайнеры.

Сколько учиться на UI-дизайнера?

Фото дизайнеров интерфейса за работой Фото дизайнеров интерфейса за работой

Набор базовых знаний и навыков можно получить буквально за два или три месяца. После этого придётся заниматься саморазвитием и выработкой профессиональных умений и практического опыта. Чтобы стать в этом сегменте сеньором, придётся потратить порядка двух или трёх лет. Но для этого придётся постоянно находиться в занятом состоянии и закрывать проекты. То есть сеньором за это время вы станете только при ежедневном оттачивании собственных навыков на практике. 

Как правило, базовые знания UX/UI-дизайнеры получают в разнообразных онлайн-школах и на профильных курсах. Они не относятся напрямую к системе высшего образования, поэтому официально признанным специалистом стать вы не сможете.

Тем не менее, устроиться на достойную работу можно даже без наличия диплома об образовании. Достаточно иметь внушительное портфолио и обширный практический опыт работы со сложными проектами. На собеседовании вам придётся продемонстрировать некоторые из профессиональных навыков. Поэтому не стоит надеяться на то, что вас возьмут в высококлассную команду сразу же после обучения в IT-школе.

Где учиться на UI-дизайн?

Система образования не в состоянии поспевать за новомодными трендами и актуальными требованиями к профессиональным навыкам. Поэтому получить полноценный диплом государственного образца о прохождении обучения по специальности UX/UI-дизайна у вас не получится. В качестве возможных вариантов вы можете рассмотреть схожие по своей направленности учебные заведения. Наиболее примечательными из них можно считать следующие:

  1. Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина. Он обучает специалистов по таким направлениям, как: технологии, дизайн и искусство.

  2. Московский политехнический университет. Его транспортный факультет включает кафедру дизайна. Также можно обратить внимание и на различные кафедры, посвящённые информационным технологиям.

  3. Московский государственный технологический университет «СТАНКИН». Выбрать подходящее направление можно на отделениях «цифровые интеллектуальные системы» и «информационные технологии».

  4. Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. Включает кафедры «графического дизайна» и «дизайна и искусств».

Как правило, подходящими можно считать специальности, которые охватывают дизайн в информационной среде, обучение по которым проходит в авторитетных университетах.

Нужно ли уметь рисовать для веб-дизайна?

Если рассматривать рисование в плане живописи, то оно достаточно далеко от того набора навыков и умений, которые необходимы веб-дизайнеру. Тем не менее это не значит, что художественное образование не способствует лучшему выполнению задач. Ведь веб-дизайнер отвечает за разработку визуальной части ресурса в Глобальной сети. А значит ему необходимы различные навыки и познания, свойственные профессиональным художникам. При этом речь не идёт о непосредственном рисовании. Здесь скорее важно правильно визуализировать и структурировать графическую информацию. 

Умение правильно размещать контент на странице, выдерживать цветовую палитру и понимать принципы, по которым посетители будут всё это воспринимать, очень важно в веб-дизайне. В художественных школах учат не только рисовать. Куда важнее освоить основы правильной работы с графикой. Примером могут стать следующие правила:

  • Золотое сечение – изначально применялось в живописи, но со временем распространилось и на другие формы визуальной информации. Простыми словами его можно сформулировать следующим образом: возьмите на листе одну прямую линию, разделите её на две неравные части так, чтобы отношение длинной к короткой было в такой же пропорции, в которой вся линия соотносится с длинной.

  • Правило третей – предполагает разделение страницы тремя вертикальными и тремя горизонтальными линиями таким образом, чтобы получить девять равных частей. Точки пересечения линий находятся в местах наибольшего интереса, с точки зрения зрителей. Это правило используют для правильной компоновки контента на странице. 

Так что умение рисовать нельзя считать обязательным для веб-дизайнера. Но теоретические художественные познания ему крайне необходимы. Иначе он просто не сможет правильно интерпретировать выданные технические задания. Никто не захочет работать со специалистом, которому недостаёт базовых знаний.


Оценить статью

3 5